Чесоточный зудень (Acarus siro seo Sarcoptes scabiei). Чесотка: диагностика, клиника, лечение. Паразитические клещи. Чесоточный зудень.Паразитические акаридии: перьевые и волосяные клещи.Чесоточные клещи (надсем. Sarcoptoidea) Подотряд САРКОПТИФОРМНЫЕ КЛЕЩИ. Акариморфные клещи = Acariformes

Вид: Sarcoptes scabiei = Чесоточный клещ (Чесоточный зудень)

Вид: Sarcoptes scabiei = Чесоточный клещ

Читать дополнительно: Чесоточные клещиИнфекционные болезни собак и кошек...

Чесоточный клещ вызывает самое распространенное паразитарное заболевание кожи - чесотку (scabies).

Локализация Внутрикожный паразит, обитающий в роговом слое эпидермиса. Географическое распространение. Повсеместно.

чесоточный зудень (Acarus siro)

Морфофизиологические особенности. Размеры микроскопические: длина самки около 0,4 мм, самца — около 0,3 мм. Для проникновения в кожу зудни выбирают наиболее нежные участки (между пальцами, под мышками, на животе, промежности). Длина хода, пробуравленного самкой за день, достигает 2 - 3 мм (самцы ходов не делают). Питаются клещи окружающими их клетками хозяина. В ходах самки откладывают яйца (20 и более в течение жизни). Здесь же осуществляется метаморфоз, протекающий 1—2 нед. Продолжительность жизни взрослых клещей 40— 45 дней.

Подробнее: Ротовые органы клеща несколько выступают спереди, по бокам находятся 4 пары ножек: 2 пары ножек с присосками, с помощью которых он передвигается, и 2 пары задних ножек со щетинками для выдерживания направления хода только вперед. На концах передней пары ножек клеща расположены шипы, при помощи которых клещ проникает в роговой слой эпидермиса. Для жизни клещу необходимы два слоя эпидермиса – зерновой, которым клещ питается, и роговой, в котором он живет и размножается. Скорость продвижения самки в чесоточном ходе составляет 0,5–2,5 мм в сутки, а на поверхности кожи 2–3 см в минуту. Самка прокладывает ходы в роговом слое эпидермиса и последовательно в ряд откладывает в них овальные яйца. Живет самка чесоточного клеща примерно месяц, в течение которого она откладывает по 2-3 яйца в день, так что размножается паразит довольно быстро. Плодовитость чесоточных клещей зависит от времени года, наиболее высока она в сентябре–декабре. Именно в это время года обычно отмечается рост заболеваемости чесоткой.

Из яиц чесоточного зудня через 3—7 дней вылупливаются личинки размером 0,15–0,1 мм, имеющие не 4, как у взрослой особи, а 3 пары ножек. Цикл развития личинок во взрослого клеща проходит внутри кожных образований: везикул и папул, а также во внешне неизмененной коже. Там личинки проходят несколько стадий развития и превращаются во взрослых клещей, которые поднимаются на поверхность кожи, оплодотворяются, и цикл начинается сначала. Самцы погибают, а самки внедряются в кожу прежнего хозяина или переходят к новому.

На теле нового носителя чесоточный зудень внедряется в кожу в тех местах, где она особенно тонкая и нежная. Чаще всего это промежутки между пальцами на руках, локтевые сгибы, складки возле подмышек, молочные железы, паховые складки, кожа живота, бедер, боковой поверхности грудной клетки, половые органы.

Участки кожи, на которых располагаются чесоточные ходы, имеют пониженную температуру, а волосяной покров там отсутствует или минимален. Наиболее частым местом локализации самок чесоточного клеща являются кисти рук, которые многими специалистами рассматриваются как “зеркало чесотки”. Кожа лица и волосистой части головы у взрослых не поражается, но при заболевании чесоткой детей лицо – одно из излюбленных мест внедрения чесоточного зудня.

Кожный зуд, усиливающийся вечером и ночью – основная жалоба больных чесоткой – вызывается движением клеща, наиболее активным в вечернее время. Днем самка находится в состоянии покоя. Вечером и в первую половину ночи она прогрызает под углом к основному направлению хода один или два «отводка», и в каждом из них откладывает по яйцу. Вторую половину ночи самка чесоточного зудня интенсивно питается, прогрызая ход дальше по прямой, а днем опять останавливается и замирает. При этом кожные покровы и нервные окончания больного раздражаются не только движением самого клеща, но и аллергической реакцией организма на продукты его жизнедеятельности, экскременты, слюну. Суточная программа выполняется всеми самками синхронно, именно поэтому днем человек практически не испытывает дискомфорта из-за клеща, а вечером и ночью страдает от усиливающегося зуда.

Вне человеческого организма чесоточный клещ способен сохранять жизнеспособность от 3 до 14 дней, причем, чем более влажная среда ему предоставлена, тем лучше он себя чувствует и дольше выживает. Даже при 100% влажности самки в среднем выживают до 3 суток, а личинки – до 2 суток. В то же время при уменьшении влажности до 35% клещ гибнет в течение суток. Губительна для них и чрезмерно низкая (ниже нуля) температура, и температура выше 60°С. При кипячении чесоточный клещ гибнет немедленно.

Читать далее: Чесотка