Тип иглокожие общая характеристика. Иглокожие - общее знакомство. Echinodermata = Иглокожие. Морская звезда, морской еж, голотурия, морской огурец. Терновый венец, акантастер (Acanthaster planci)Причины гибели коралловых рифов.Происхождение и жизнь кораллового рифа. Коралловые рифы. Anthozoa Ehrenberg, 1834 = Кораллы, коралловые полипы

Тип: Echinodermata = Иглокожие

Морская звезда - Коралловый риф

Царство: Animalia, Zoobiota = Животные

Тип: Echinodermata = Иглокожие

Иглокожие (Echinodermata) — представляют собой тип морских донных животных, который в настоящее время включает в себя пять современных классов, в том числе, морских звёзд, морских ежей, голотурий и др. Ниже перечисленны пять современных классов Типа иглокожих, которые относят к трём подтипам. При этом нужно иметь ввиду,  что вымерших классов, по-видимому, значительно больше.

Терновый венец, акантастер

Подтип Crinozoa или Pelmatozoa
     Класс: Морские лилии = Crinoidea
Подтип Asterozoa
     Класс: Морские звёзды = Asteroidea
     Класс: Офиуры или змеехвостки = Ophiuroidea
Подтип Echinozoa
     Класс: Морские ежи = Echinoidea
     Класс: Голотурии или морские огурцы = Holothuroidea

Представители типа Иглокожие по внешнему облику не похожи ни на каких других животных и для них характерно то, что взрослые особи имеют радиальную (лучевую) симметрию, а вот их личинки обладают билатеральной симметрией. Именно поэтому, радильная симметрия для представителей типа иглокожие является вторично-приобретённой, в отличие от некоторых других примитивных животных также имеющих радиальную симметрию, у которых такая симметрия первична. В процессе индивидуального развития, когда личинка начинает превращаться во взрослое животное, левая сторона тела ее растёт начинает интенсивно расти за счёт правой, которая в итоге такого непропорционального роста целиком поглощается. А развившееся из левой стороны личинки новое тело разделяется на пять частей. Они симметрично располагаются вокруг оси тела давая  радиально-лучевую симметрию. Наряду с этим, многие виды иглокожих имеют шарообразную или дисковидную форму, при этом их симметрия не сразу бросается в глаза, в то время как у некоторых других групп видов лучи тела продолжают ветвиться, в результате приобретая сложную древовидную структуру тела.

Для иглокожих, кроме необычной симметрии тела, характерно наличие кожного известкового скелета, интенсивное развитие которого развивается, особенно у морских ежей, в наружные придатки разнообразного строения, как то иглы, шипы или педицеллярии. Ииглокожих являются обладателями совершенно уникальна для всего царства животных - амбулакральной системы. Она представляет собой множество маленьких ножек, которые управляются гидравлическим давлением внутренних жидкостей тела и поэтому могут перемещатся в разные стороны. Амбулакральная система выполняет для организма иглокожих многочисленные функции, и в первую очередь двигательную: с одной стороны перемещая в пространстве само животное, а с другой - транспортируя у сидячих видов частички пищи к их ротовому отверстию.

Морская звезда

Довольно разнообразны, но примитивны по строению органы чувств иглокожих. Они представлены различными чувствующими клетками, которые диффузно распределены по всему телу и выполняющие функции осязания, зрения и химического чувства. У большинства иглокожих светочувствительные клетки распределены по всему телу, но у некоторых видов эти клетки могут концентрироваться в специальных органах зрения — глазках. Нервная система у иглокожих весьма примитивная, и состоит она из околоротового нервного кольца и радиальных нервных тяжей, расположенных в кожном эпителии.

Палеонтологические данные говорят о том, что иглокожие возникли ещё в докембрийскую эпоху. А в раннем палеозое существовало, по некоторым оценкам, около 20 различных классов, большинство из которых к настоящему времени вымерло. Вместе с тем, существующие в наше время иглокожие представляют собой вполне процветающих животных, и их в современной фауне насчитывается около 6—7 тысяч видов.

Если размеры некоторых вымерших видов иглокожих имели до 20 м, то размеры современных видов колкблются от нескольких миллиметров в длину (диаметре) до метра. Форма тела может быть звёздчатая, шаровидная, дисковиднаяю, бочонковидная, сердцевидная и даже червеобразная, а у таких иглокожих как морские лилии она больше напоминает цветок. Несмотря на все разнообразие форм, все иглокожие обладают пятилучевой симметрией на том или ином этапе жизни, и это при том, что некоторые виды в результате индивидуального развития уже вторично приобретают билатеральную симметричность.

Развитие иглокожих обязательно проходит со стадией свободно плавающей личинки с последующим ее метаморфозом. Некоторые виды способны вынашивать зародышей вплоть до формирования молоди. Хотя большинство видов иглокожих является раздельнополыми организмами, но среди них встречаются немногие и гермафродиты. Оплодотворение у иглокожих обычно наружное, так как половые продукты ими вымётываются в воду.

Иглокожие - исключительно морские животные, обитающие на дне от литорали и практически до предельных глубин. Они практически не переносят заметных изменений солёности воды, так как регулировать солевой состав жидкостей тела иглокожие не способны. При этом на больших глубинах иглокожие, главным образом голотурии, являются господствующей группой донных животных. По типу питания многие виды иглокожих — детритофаги, однако среди них есть и полифаги, каковыми являются многие офиуры, и хищники - таковы большинство морских звёзд, и растительнояды - многие морские ежи.