Что едят пчелы мед Пища пчел и создание меда. Рабочие пчелы. Трутни. Матка медоносных пчел. Медоносные пчелы: содержание и разведение. Содержание, разведение, кормление.

Пища пчел и создание меда

Перейти в оглавление раздела: Пчелы

Пища пчел и создание меда

Читать: Пыльца и перга

Все необходимые для жизни пчел вещества они получают из нектара и пыльцы, собираемых с цветков растений. В гнезде пчелы перерабатывают нектар в мед. Его переработка состоит из трех процессов: испарения излишней воды, разложения сложного сахара на простые и придания меду кислой реакции.

Нектар содержит до 50% и более воды. Для испарения излишней влаги пчелы раскладывают свежепринесенный нектар понемногу в ячейки, заполняя их лишь на 25—30% всего объема, благодаря чему поверхность нектара увеличивается, а испарение воды ускоряется. Одновременно пчелы вентилируют улей, способствуя удалению из него излишней влаги. Неоднократно пчелы переносят нектар из одних ячеек в другие, расположенные выше. При этом, набрав каплю нектара, они несколько раз выпускают ее на хоботок и затем снова всасывают в медовый зобик. Нектар смешивается со слюной пчелы, содержащей ферменты инвертазу и амилазу. Под влиянием инвертазы сложный тростниковый сахар нектара превращается в более простые сахара — плодовый и виноградный. Амилаза же расщепляет крахмал. Одновременно в нектар попадает фермент, превращающий часть глюкозы в глюконовую кислоту. Для этого процесса необходим кислород воздуха, с которым соприкасается капелька нектара во время ее выпускания на хоботок и втягивания в медовый зобик. Одновременно как побочный продукт выделяется перекись водорода, нейтрализуемая ферментом каталазой. В результате зрелый мед всегда имеет кислую реакцию.

Когда содержание воды в нектаре уменьшится до 20%, пчелы наполняют ячейки доверху и запечатывают их тонкими восковыми крышечками. К тому времени под влиянием ферментов содержание тростникового сахара в нектаре уменьшается до 1—4%, а содержание плодового и виноградного увеличивается до 73%. В результате всех химических изменений нектар превращается в мед — продукт, готовый для усвоения пчелой; на его переваривание не требуется энергии и ферментов.

Кроме сахаров, в меде содержится также немного белка (0,1—0,4%), минеральных солей (до 0,2%), небольшие количества органических кислот (0,1—0,4%) и других веществ. Таким образом, мед является концентрированным, почти чистым углеводным кормом для пчел.

Читать: Пыльца и перга