Размножение глубоководных кальмаров. Размножение кальмаров. Кальмары, осьминоги, каракатицы. Враги и защита. Маскировка. Места обитания и питание. ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ (CEPHALOPODA).

Размножение глубоководных кальмаров

Кальмары - Cranchiidae

Перейти в оглавление раздела: * Размножение головоногих...

* "Насиживание" яиц кальмарами

Размножение глубоководных кальмаров

Тем, кто обитает на глубине более 2 км, размножаться очень непросто. Именно поэтому глубоководные кальмары разработали причудливые методы размножения.

Кальмары - Sepiidae

Биолог Хенк-Ян Ховинг (Henk-Jan Hoving) из университета Гронингена (University of Groningen) заинтересовался тем, как размножается кальмар Decapodiform cephalopods. Помимо этого головоногого Ховинг исследовал еще не менее десяти видов кальмаров и каракатиц – от 12−метрового гигантского кальмара до мини-кальмара длиной не более 25 мм.

Как рассказывает Ховинг, изучать глубоководных кальмаров все еще очень трудно, потому что до них очень тяжело добраться. Для наблюдения этих головоногих в естественной среде требуется специальная техника. Поэтому биологу пришлось реконструировать половые привычки кальмаров, довольствуясь уже погибшими экземплярами и описаниями других специалистов. Но все-таки некоторые открытия нидерландцу сделать удалось.

Как говорит сам биолог, «воспроизводство это не забава, особенно если вы кальмар».

У разновидности моллюсков Taningia danae самцы во время спаривания ранят клювами и крючками тело самок на пятисантиметровую глубину. И все потому, что у этого вида кальмаров просто нет присосок. Зато из такого «членовредительства» партнеры извлекают немалую пользу. В порезы самцы вкладывают «пакетики», содержащие сперматозоиды, — сперматофоры.

Таким же методом пользуются и представители другой разновидности глубоководных «многоруких» — Moroteuthis ingens. Правда, процесс такого своеобразного оплодотворения у этих кальмаров проходит более мирно. Сперматофоры проникают под кожу не травмируя ее. Как считает Ховинг, у самцов есть какое-то вещество, скорее всего фермент, который позволяет «расплавить» кожу.

Ховинг нашел подтверждение тому, что сперматофоры проникают под кожу самостоятельно. Биологу удалось увидеть этот процесс у свежевыловленных кальмаров. Мало того, японские медики зарегистрировали случай врастания сперматофоров кальмара в человеческую ткань. Не так давно в Стране восходящего солнца провели операцию, в ходе которой «пакетики со спермой» головоногого удаляли из горла какого-то любителя сашими.

А вот мини-кальмар Heteroteuthis dispar решил повысить рождаемость. Самки этого вида оплодотворяют свои яйцеклетки самостоятельно, внутри тела. Как рассказывает Ховинг, у них образовался специальный мешочек для хранения спермы, который непосредственно связан с внутренней полостью тела и органами размножения.

Кальмары

При спаривании самцы заполняют эту емкость спермой. Причем настолько щедро, что ее запас может составлять до 3% массы тела самки. По словам биолога, у этого способа есть масса преимуществ для обоих полов. Самки могут достаточно долго выращивать яйцеклетки и постепенно оплодотворять их по мере созревания. А у «отбомбившихся» самцов остается гарантия, что у их подруг останутся совершенно конкретные сперматозоиды.

Нашел Ховинг среди кальмаров и «женоподобных» самцов. Кальмары не улитки, у них обычно гермафродитизм не встречается. Но у Ancistrocheirus lesueurii обнаружились маленькие железы, которые задействованы в производстве яйцеклеток у самок. Длина тела этих недосамцов тоже оказалась не совсем стандартной – больше, чем у нормальных «мужчин».

Ховинг не может объяснить данное явление и считает, что это результат воздействия гормонов и гормоноподобных веществ из человеческих таблеток. Которые сначала со сточными водами попадают в прибрежные зоны океана, а потом и на глубину. Но, добавляет биолог, это может оказаться и собственное «изобретение» кальмаров – своеобразный способ стать ближе к женщинам.

Ученый надеется, что его исследование не только поможет узнать больше о глубоководных головоногих, но и позволит уберечь их от человеческой жадности. Ведь на глубину проникают не только исследовательские зонды, но и новые рыбацкие тралы.