Накожники рода Psoroptes Псороптоз (накожниковая чесотка). Овцы: содержание и разведение. Царская овца. Содержание, разведение, кормление.

Накожники рода Psoroptes. Псороптоз (накожниковая чесотка)

Накожники рода Psoroptes. Псороптоз (накожниковая чесотка)

Псороптоз или накожниковая чесотка вызывается клещами из рода Psoroptes и наблюдается у домашних копытных (овец, лошадей, крупного рогатого скота) и кроликов. При этом у каждого отмеченного вида животного паразитирует свой специфический вид накожника. У пораженных животных эти паразиты вызывают заболевание псороптоз. Псороптоз - хроническое, быстро распространяющееся заболевание, которое у овец сопровождается огромной потерей шерсти, а у других видов - снижением продуктивности. Но наибольший вред эти паразиты причиняет овцеводству.

Тело накожников продолговато-овальной формы, длиной 0,5 - 0,9 мм. Ротовой аппарат конусообразный, приспособленным для прокалывания эпидермиса. Две передние пары ног развиты лучше других. На длинных членистых стерженьках первой, второй и четвертой пары ног у самки расположены присоски, а у самца - на первой, второй и третьей парах. Третья пара ног у самки и самца снабжена двумя длинными щетинками (хетами), а на четвертой паре ног самца нет ни присосок, ни щетинок.

Накожники рода Psoroptes питающиеся на разных видах животных морфологически сходны. Эти эктопаразиты живут и размножаются на поверхности кожи и питаются лимфой только из свежепроколотых ими ранок.

Самки накожника откладывают на поверхности эпидермиса до 60 яиц, выбирая места, защищенные длинными волосами, и главным образом на периферии пораженных участков кожи. С помощью особого клейкого вещества эти яйца, имеющие длину 0,3 мм и ширину 0,14 мм, прикрепляются к чешуйкам кожного эпидермиса.

Для нормального развития зародышей паразита влажность должна быть в пределах 85 - 90%, а температура 36 - 37°. По прошествии 3 - 6 дней из яиц появляются продолговатые шестиногие личинки. Пройдет 2 - 3 дня и личинка линяет, превращаясь в нимфу первого возраста, а затем второго возраста. Подросшие нимфы также линяют и превращаются во взрослых половозрелы клещей. На полный цикл развития этого паразита при благоприятных условиях требуется всего 16 - 20 дней.

При более низких значениях влажности и температуры, а также при воздействии солнечных лучей развитие клещей одной генерации может продолжаться до 3 месяцев.

Заражение псороптозом здоровых животных происходит при их контакте с больными животными, которое может происходить в помещениях, на пастбищах и водопое, через предметы ухода и одежду обслуживающего персонала. Определенное значение в распространении псороптоза могут иметь собаки и другие виды животных, выполняя роль число механических переносчиков накожников.

Наибольшего распространения псороптоз достигает в осенне-зимнее время, особенно при скученном содержании животных в сырых и тесных помещениях, чему способствует повышенная влажность кожи и шерсти. Накожники обладают более мощным кутикулярным покровом, чем зудни, поэтому они более устойчивы к негативным факторам внешней среды, находясь вне тела хозяина. Установлено, что при температуре 6 - 8° и 85 - 100% влажности воздуха клещи могут сохраняться в помещениях без питания максимально до 2 месяцев и на пастбищах до 35 дней. Сроки выживаемости этих паразитов во внешней среде сильно зависят от влажности и температуры, а также интенсивности солнечного облучения и некоторых других факторов.

Так, при температуре 2 - 12° накожники погибают через 4 дня. Наибольшей устойчивостью обладают клещи на последних стадиях развития. Недавно отложенные яйца при 7° остаются жизнеспособными до 40 дней, а с уже развившимися личинками - 12 суток. На пастбищах при значительных колебаниях температуры и влажности воздуха яйца погибают по истечении 4 - 8 суток.

Для развития клещей в летнее время складываются неблагоприятные условия: особенно у стриженых овец и после линьки у лошадей уменьшается влажность кожи, усиливается воздействие лучей солнца и сухости. В это время часть клещей укрывается в глубоких складках кожи, в местах, защищенных от солнца (ушная раковина, подглазничная ямка, подхвостная складка, промежность, мошонка, у овец - межкопытная щель и др.) и не вызывает выраженных признаков болезни. Но животные со скрытой формой псороптоза являются распространителями инвазии в осенний период.

Истощенные и ослабленные животные более восприимчивы к псороптозу, так как у них истончается роговой слой эпидермиса, медленно восстанавливаются дефекты конси, что создает благоприятные условия для питания накожников. Хорошо упитанные животные со здоровой кожей, наоборот, хорошо противостоят заражению...