Обыкновенная зарянка и завирушка - Содержание в доме: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги, Крук

Обыкновенная зарянка и завирушка в доме

• Семейство: Prunellidae = Завирушковые
  • Род: Prunella Vieillot, 1816 = Завирушки
  • Вид: Prunella modularis (Linnaeus, 1758) = Лесная завирушка

ФотоОбыкновенная зарянка и завирушка в доме

Читать : Вьюрковые

Зарянка потому так и называется, что петь начинает утром, одной из самых первых птичек, еще задолго до восхода солнца. Кирпично-красная грудка, бурая спинка, светлое брюшко, грациозная фигурка и большие выразительные глаза — таков портрет этой птички.

До поздней осени зарянки кочуют по зарослям кустарников, особенно там, где есть бузина или рябина. Здесь они кормятся ягодами и насекомыми. Нередко случается увидеть эту насекомоядную птичку на фоне первого выпавшего снега. Летом заметить ее труднее: в эту пору живет она в мелких ельниках, в зарослях приручьевых ольшаников, во влажных и темных местах леса и больше бегает по земле.

Не так уж часто встречаются зарянки в неволе, а зря. Ловить их нетрудно. Осенью, во время кочевок, они охотно идут в западню на ягоды рябины или на мучных червей. Кроют этих птичек и лучком. Если есть у вас две-три хлопушки 2, то надо зарянку только увидеть, и можете считать ее своей. Она очень близко подпускает человека и позволяет расставить хлопушки под кустами в десятке метров от себя. Нужно только правильно выбрать направление, по которому будет двигаться кормящаяся птичка. Заметив рябину, она, не раздумывая, прыгает на дверку. Хлоп — и птичка ваша!

Проф. Кайгородов всех зарянок, которые жили у него, называл Милочками. Это были его любимые птички. Кто хоть раз держал их в клетке, тот не может не согласиться с тем, что они и в самом деле милейшие птички. Изяществом поспорят с ними, пожалуй, только варакушки. Но зарянка привыкает к неволе лучше, становится совершенно ручной, привязывается к человеку, как собачка.

С зарянкой я познакомился, когда мне было лет двенадцать. .Появилась она у нас в саду, в малиннике. Я еще не знал, как .ее можно поймать, и ловил целое воскресенье без всякого результата. На другой день, прибежав из школы, я хотел приняться за то же занятие, но узнал, что моя птичка (я уже-стал ее считать своей) поймана: на нашей улице жил птицелов. Я заплатил ему цену двенадцати синиц или шести снегирей.

Большие деньги по моим тогдашним капиталам. Но я никогда не жалел о покупке зарянки. С первых же дней Милочка (я тоже так назвал птичку) стала любимицей всей семьи. Жила зарянка в комнате, была очень тиха, никому не мешала, не надоедала. Я приходил из школы — Милочка летела ко мне и садилась на плечо. Вместе с ней я забирался на стул, снимал со стен картины, искал пауков. Увижу, покажу пальцем, Милочка прыгает вперед и хватает паука.

Корм для зарянки был очень простой: ягоды рябины, которые она глотала целиком, крошки хлеба, каша. Иногда я приносил ей черных тараканов от соседей (наших прусаков к этому времени синицы вывели начисто). Милочка прожила у нас всю зиму. Однажды уже весной к нам пришли гости, а птичка весь вечер, при огне, имела обыкновение бегать по полу. Утром мы нашли ее около ножки стола неподвижной, раздавленной, грязной. Кто-то из гостей наступил на нашу Милочку случайно, даже, вероятно, не заметив этого. Фото

С тех пор прошло сорок лет. За эти годы перебывали у меня в клетках и вольерах многие сотни птиц, в том числе и с десяток зарянок. Но свою первую зарянку я до сих пор вспоминаю больше всех.

В компании других птиц терпима не всякая зарянка. Чем меньше помещение, тем она может быть опаснее для своих соседей. В большой уличной вольере ни одна из моих зарянок не вела себя воинственно по отношению к другим птицам, но в комнатном садке зарянки обычно терроризировали всех птиц, даже таких крупных, как снегирь. Себе подобных зарянка в общей клетке и большой вольере не терпит. Драка бывает безжалостной и нередко кончается гибелью одной из птиц.

Кормить зарянку можно всем, что пригодно для насекомоядных птиц, но с добавкой ягод. При нужде птичка может некоторое время жить только на размоченном белом хлебе и ягодах.

Зарянка очень любит купаться. Купальня для нее нужна такая, в которую она могла бы влезть вся.

Лесная завирушкаимеет очень много общего с зарянкой, хотя и относится совсем к другому семейству воробьиных птиц. Она также живет в глухих местах елового леса. Так же легко ее поймать в любую ловушку. Столь же быстро она приручается и привыкает к неволе.

По окраске завирушка очень скромна: темно-серая голова, коричневатая с пестринами спина и светлое брюшко. Хороши глаза: они двухцветные, что редко бывает у мелких птиц, черный зрачок хорошо выделяется на фоне коричневой радужины. Московские птичники по недоразумению называют эту птичку коноплянкой. Настоящая же коноплянка носит у них название реполова или репела. Завирушка гнездится в лесных районах страны, нередка она и в Московской области. Весной птичка прилетает рано.

Завирушку нечасто удается видеть в неволе. Ловить ее нетрудно, она хорошо идет в западню на мучного червя. Но вот найти место, где птичка держится,— это уже нелегко. Завирушка очень скрытна. Скорее всего можно увидеть ее в захламленных, с густым кустарником оврагах, в частом еловом или смешанном молодняке. Как и крапивник, любит она. близость воды. Вот тут-то, в самой глуши леса, делает завирушка на маленькой елочке свое гнездо, крупное, не по росту птички. Свито оно целиком из зеленого мха и тончайших еловых веточек, как и у крапивника. С этой крошечной птичкой у завирушки есть и еще одно сходство: ее двухсложная песенка, звонкая и задорная.

К неволе завирушка привыкает поразительно быстро и становится совершенно ручной. Большую часть времени она проводит, бегая по полу клетки. В общей вольере моя завирушка постоянно держалась на самых нижних веточках в углу, в искусственной чаще кустарников. Там вместе с ней были только зарянка да славка-черноголовка. Корм в неволе тот же, что и для всех насекомоядных птиц, но со значительными добавками зерен и ягод (я давал главным образом бузину). Может эта птичка долгое время жить и на одних зерновых кормах.

Биология лесной завирушки плохо исследована, тем интереснее всякие наблюдения за ее жизнью в неволе. К сожалению, птичка эта малоизвестна и любителям. Она даже просто редка у них, хотя может быть одной из самых приятных в неволе..