Чиж - Содержание в доме: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги, Крук

Певчие птицы в доме

Чиж в доме

Род: Spinus Koch = Чижи

«Из всех клеток, занятых комнатными певчими птицами, наверное, девять десятых, если не более, придется на долю чижика»,— так пишет профессор Д. Н. Кайгородов в своей известной книжке, которую он назвал «Из царства пернатых». Это, конечно, очень преувеличено. Во всяком случае множество чижей ловят западней и разными простейшими способами, а в неволе они многочисленнее всех других птиц.

Чем же так привлекает любителей зелененькая с черной шапочкой птичка? Прежде всего содержать ее в неволе — дело сравнительно простое: она мирится с маленькой клеткой и превосходно живет в компании других птиц в общем садке или вольере. Ловить чижа едва ли не проще, чем любых других птичек. Песня его хороша, и певец он на редкость ретивый: иной чиж поет по 10 месяцев в году. Наконец, по своему характеру это милая, чудесная птичка, которая необыкновенно быстро привыкает к человеку и становится совершенно ручной.

Песенка чижа очень простенькая, но поет он ее с таким задором, и звучит она так весело, что совсем не редкость встретить его в клетке и у самых прихотливых любителей птичьего пения. Начинается песенка «тюликаньем» (тютюли-тюли), затем идет длительное и разнообразное стрекотание на высоких тонах. И, наконец, хриплое «чрррр» — «козление» на языке птичников. Некоторые чижи довольно хорошо подражают песне других птиц.

Пойманный чижик уже через полчаса начинает спокойно лущить коноплю, через день, не пугается, если к нему подойти, а через неделю держится так, словно в клетке и родился. Запевает он обычно дня через 2—3, если пойман к весне.

Чижик — птица общественная. Превосходно живет он в общей вольере: на других птиц не нападает, но и себя в обиду не дает. Только изредка встречаются чижи буйного нрава, которые, злобно открывая клюв, не дают не только кормиться, но и сесть поблизости на жердочку другой птице. В общей вольере чижик довольно часто распевает свою песенку. Обычно птицы много поют лишь в отдельной клетке, в обществе же других они молчаливы. Чижу же нисколько не мешает присутствие по соседству других птиц того же вида, в том числе и самочек. Как и в природе, несколько птичек обычно держатся небольшой стайкой. Словом, для общей вольеры чиж — превосходная птица. Больше других своих родственников чижи любят купаться.

Эти птички очень неприхотливы в выборе кормов. Конопля, от которой быстро гибнут многие птицы, для чижа менее вредна. Он охотно ест семена льна, рапса, сурепки, проса, мака, березы, ольхи, лебеды. Можно давать ему и соловьиную смесь с уменьшенным количеством муравьиных яиц. Очень хорошо ест салат, мокрицу, традесканцию и зеленую часть других растений.

Один чиж из зерновой смеси выбирал только коноплю. Ему перестали давать смесь и заменили ее чистой коноплей. Правда, чижик, кроме того, получал много плодов: яблоки, арбузы, апельсины. Из других кормов он относительно охотно ел дробленые ядра грецкого ореха и любил теребить в клюве еловую хвою так, что совсем ее размочаливал. Если хвои не было, чижик довольствовался даже полусухой тонкой еловой веточкой. Еловую хвою очень любят все чижи. Видимо, это витаминный корм. Своим чижам и чечеткам я давал при случае ветки березы с сережками. Птички моментально принимались за нее. Этот момент очень удобен для фотографирования птиц, да и посмотреть интересно, как ловко они справляются с мельчайшими семечками, как подвешиваются, качаясь на тончайших ветвях.

Чижи, которые жили у меня или о которых мне рассказывали державшие их люди, всегда отличались определенными свойствами «характера». Не было двух совершенно похожих по поведению и привычкам птичек.

Один чиж был приобретен сиделым (т. е. долго прожившим в неволе). Людей он не боялся, но с утра только и делал, что старался головой раздвинуть проволочные прутики и выбраться из клетки. Его настойчивость была настолько неприятной, что от него пришлось избавиться. Но такой характер у чижа — исключение. Обычно он подвижен, весел и доверчив. Выпустишь его в комнату — он на ночь возвращается в свою клетку. Еще один чиж был баловнем семьи и жил без клетки, летая по всей квартире. У него была страсть: услышав стук швейной машины, он летел к ней, садился на вертящуюся катушку и начинал вместе с ней быстро-быстро крутиться. Это катание на катушке так нравилось птичке, что при ней стало невозможным шить на машине: чиж ни за что не хотел покинуть свою карусель.

Другая страсть чижика была менее безобидна: он был пьяницей. Если чиж видел на столе бутылку с вином, то начинал кружиться около нее. Как только вино наливали в рюмки, он садился на одну из них и начинал потягивать вино. Чижа отгоняли, боясь за его здоровье, а он настойчиво лез к вину. Случалось ему без вреда для себя пить и довольно крепкие напитки. Бывает, что чижи размножаются в неволе. Дают они и помеси с канарейками. Иногда парочка пытается свить гнездышко на комнатном цветке, если птички свободно летают по комнате. Чижи, отсаженные в большой садок — клетку, охотнее всего начинают гнездиться, если внутрь его поставить еловую ветку. Свободный конец еловой лапы нужно согнуть и поместить в воду, чтобы хвоя как можно дольше не осыпалась. Еще лучше посадить небольшую елочку около садка в миску или в таз (они удобнее цветочного горшка, так как корни деревца раскидываются широко, но у самой поверхности почвы). Лучшую ветку деревца пропускают внутрь садка, а вершину и большую часть других ветвей обрезают. Елку поливают, и она живет неделями. В садок дается материал для гнезда: травинки, вата, пакля, самые тоненькие еловые полусухие веточки и т. п.

Поймать чижа проще, чём любую другую птицу. Всякой снастью он ловится хорошо.

В западню чижей лучше всего ловить на коноплю. Если- под березой, где они кормятся, набросать на снег побольше семян этого дерева, птички охотно спускаются вниз даже без всякой присадной птицы и попадают под сеть.

Имея же присадную чижовку, можно ловить множество птичек. Стайка, а зимой в ней редко меньше полусотни чижей, издалека сворачивает с пути и садится на дерево около чижовки. Почти сейчас же птички начинают спускаться вниз, к сети. Место ловли любое, где есть березы или ольхи. Семена обоих этих деревьев составляют главный корм чижей зимой. Для ловли предпочтительнее ольхи. Они ниже, и птицам сверху лучше виден корм на точке3. Главное же — деревья эти растут обычно узкой полосой вдоль речки или ручья и представляют собой как бы дорогу, по которой передвигаются стайки кормящихся чижиков. Время ловли — в течение всего снежного периода. Очень удачна она поздней осенью, когда чижи движутся на юг, и особенно ранней весной, в марте, когда они иногда тысячными стаями летят обратно на север.

Источник: К.Н.Благосклонов. ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ. Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения УСФОР. МОСКВА • I960