Класс птицы общая характеристика. Класс Птицы

Класс птицы: общая характеристика

Класс птицы: общая характеристика

Птицы — это приспособившиеся к полету теплокровные позвоночные, поэтому именно с полетом связаны основные черты внешней и внутренней организации их тела. Это и обтекаемая «каплевидная» форма тела, и передние конечности в виде крыльей, и покров тела из перьев, и мощная мускулатура на груди обеспечивающая полет. Цели полета служит тонкостенность и пневматичность костей, а также исчезновение тяжеловесного зубного аппарата и развитие вместо него рогового клюва; отсутствие прямой кишки и мочевого пузыря, благодаря чему внутри тела не происходит накопления продуктов выделения.

Весьма интересны у птиц и особенности их размножения. Во-первых, у них, по сравнению с пресмыкающимися, отмечается слабая интенсивность размножения. Во-вторых, размножению сопутствуюет ряд сложных биологических явлений, и в особенности забота об их потомстве. Размножаются птицы откладывая сравнительно крупные яйца, которые покрыты твердой известковой скорлупой. Развитие зародыша в яйце происходит под действием температуры насиживающей птицы. Именно забота о потомстве в значительной степени компенсирует сравнительно низкую плодовитость птиц.

С приобретением птиц способности к полету, вся вся эволюция шла в теснейшей связи с этой их способностью. Палеонтологические материалы показывают, что предками птиц были примитивные археозавров, жившие в триасе или даже в пермском периоде. Предки птиц были наземными бегающими рептилиями и, судя по всему, некрупными животными. В юрский период существовал археоптерикс - промежуточная древесная форма между пресмыкающимися и птицами. У них появились признаки птиц в виде пероподобных образований и др. и произошел переход от наземного образа жизни к древесному. В дальнейшем, после юрского периода, в развитии птиц все изменения их мофологии и анатомии были направлены на улучшение их возможностей передвижения, т.е. к совершенствованию полета.

В настоящее время, несмотря на всю однотипность организации птиц, среди них встречаются самые разнообразные жизненные формы. Так, если одни виды приспособились к быстрому и маневренному полету и питаются подвижными летающими насекомыми, то другие птицы сравнительно медлительны, поэтому растительный или малоподвижный животный корм разыскивают на земле; третья группа птиц освоила водную среду, научившись не только прекрасно плавать, но и нырять; четвертая ведет хищнический образ жизни и т. д.

Одни птицы предпочитают жить в лесах, другие населяют открытые пространства, болота или различные водоемы. А гнездиться птицы могут в норах и на земле, в кронах деревьев и пещерах и дуплах, а есть виды, которые вообще не строят гнезд, а свои яйца подбрасывают другим птицам.

С разнообразием мест обитания и размножения, связано и многообразие как во внешнем строении (лап, крыльев, клюва, перьевого покрова), так и пищеварительной системы. Отсюда же вытекают и различия в повадках птиц, их образе жизни и поведении. Для птиц характерна и сезонность образа жизни, которая проявляется в виде осенних и весенних миграций или небольших, местных перемещений — кочевок.

Птицы играют в природе большое значение и большинство из них очень полезно и заслуживает всяческой охраны. Одни из них (синицы, дрозды, славки, мухоловки, дятлы, пеночки, скворцы и многие другие насекомоядные птицы) защищают зеленые насаждения (леса, поля, огороды) от вредных насекомых, а хищные виды (соколы, орлы, совы и др.) защищают от мелких мышевидных грызунов. Важным объектом охоты служат многие виды куриных, гусеобразных и куликов.

Ястреба (перепелятник и тетеревятник), болотный лунь, сорока, серая ворона и некоторые другие виды пернатых могут человеком в некоторой мере считаться вредными, хотя и они приносят определенную пользу как природные санитары...

Велико и эстетическое значении птиц, которые своими мелодичными песнями, живостью и необычно яркой окраской украшают нашу природу.

Читать сначала: Класс Aves = Птицы