Кагу. Вид: Rhynochetos jubatus = Кагу. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Rhynochetos = Кагу

Вид: Rhynochetos jubatus = Кагу

Читать : Журавли, журавлеобразные

Род Кагу в современной фауне представлен одним одноименным видм. Живут кагу на острове Новая Каледония, к востоку от Австралии. Сумеречные и ночные голубовато-серые, величиной с цаплю птицы. Оперение, словно запыленное, обильно присыпано порошком пуховых пудрениц. Летают очень плохо. Вымирающие птицы. Одно яйцо высиживают оба родителя. Перед этим очень живописно токуют. Самец и самка, встав друг перед другом и опустив до земли крылья, расправляют широкой короной длинные хохлы на головах. Затем вертятся вокруг себя, иногда прихватив клювом кончик собственного крыла или хвоста. Опять стоят нос к носу и снова вертятся. Громкие мелодичные брачные песни исполняют дуэтом. Самец запевает: «Ва-ва-ва-вава-ва». Самка отвечает: «Вавава-ва». Потом опять петух: «Ва-ва, вава». Эти три строфы повторяют минут десять подряд.

ФотоВид: Rhynochetos jubatus = Кагу

Кагу — единственный вид монотипичного семейства Rhynochetidae, длинноногая светло-серая птица, эндемик группы островов Новая Каледония в Тихом океане. Ранее широко распространенный на Новой Каледонии и довольно обычный, теперь кагу сохранился в небольшом числе во внутренних гористых частях острова.

Обитает в лесистой местности, предпочитая влажные тропические леса. Кагу обитает в лесах, как в равнинных, так и в горных. Во время дождливого сезона встречается в густых кустарниковых зарослях с плотным листовым пологом.

Кагу - ведущая наземный образ жизни нелетающая птица размером примерно с серую цаплю или домашнюю курицу, длиной около 55 см. Кагу имеет необычно яркое для лесной подстилки, довольно рыхлое оперение палевого, пепельно-серого, грифельно-серого цвета или почти белое. Сверху кагу несколько темнее, снизу чуть светлее. На крыльях, когда они раскрыты, хорошо заметны белые, красноватые и черные отметины или чёрно-белые полосы перьев.

На голове имеется длинный (около 12 см)выступающий мохнатый хохолок. Хохолок, обычно сложенный и направленный назад, птица приподнимает время от времени, демонстрируя другим птицам, поэтому у возбужденной птицы он расправленный и нередко смотрящий вперед. Глаза прямосмотрящие, что позволяет им легче находить прокорм среди опавшей листвы. Сильный, слегка изогнутый клюв красноватый. Ноздри прикрыты перепонками, возможно, для защиты их во время копания клювом в земле.

Ноги длинные и яркие, оранжево-красного цвета, нижняя часть голени не оперена. Половой диморфизм не выражен, т.е. видимых различий между самцом и самкой во внешнем облике нет. В пределах ареала птицу невозможно спутать с каким-либо другим видом благодаря уникальным морфологическим особенностям.

Птицы не летающие, свои крылья используют для демонстративного поведения или быстрого передвижения по лесу. Обычно их можно встретить в затемнённом лесу, медленно передвигающихся среди лесной подстилки.

Кагу ведут главным образом ночной образ жизни. Днем отдыхают, используя для этого углубления в скалах и полупещеры под корнями деревьев. Голос у кагу лающий на рассвете и обычно тихо шипящий или дребезжащий в остальное время суток. Голос кагу некоторые исследователи описывают как громкое трещание, слышное за 1-2 км.

Кагу - моногамные птицы. Достоверных наблюдений над их размножением в природе нет. Известно, что в неволе гнездо строят обе птицы, сооружая его на земле из веток и листвы. Откладывается лишь одно яйцо ржавчатого цвета (что сближает кагу с пастушками), и насиживают его оба родителя в течение 36 дней. Новорожденные птенцы покрыты густым пухом темного цвета. Во время тока кагу имеет обыкновение вертеться вокруг себя, держа кончик своего хвоста или крыла в клюве. Нередко кагу также широко раскрывает во время тока крылья. Характерна и другая повадка кагу - быстро бежать и затем вдруг останавливаться, застыв на некоторое время неподвижно в ожидании возможной добычи.

На территории провинции Riviere Bleue пары обычно занимают территорию 10-28 гектар и выводят в среднем 0.9 цыплят в год, то есть обычно по одному птенцу каждый год, за исключением засушливых периодов.

Питаются кагу в основном различными беспозвоночными животными. Пищей кагу служат черви, насекомые, улитки, но могут они употреблять в пищу и небольших позвоночных вроде ящериц и других животных, которых птица берет как с поверхности земли, так и из почвы.

В условиях неволи птицы живут в среднем 30 лет, в природе не менее 15 лет.

Кагу находятся под угрозой исчезновения, на основной территории их обитания — провинции Riviere Bleue — их популяция в 1998 году насчитывала порядка 300 взрослых особей, а за пределами этого региона подсчёты 1991-92 годов показали 491 птицу. При этом популяция птиц имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

Причина уменьшения численности кагу - вырубка лесов, основного приюта этих птиц, интродукция собак, кошек, свиней и крыс, которые охотятся на птиц или питаются их яйцами и являются смертельными врагами кагу. Только в 1993 году 17 из 21 птиц с прикреплёнными разиопередатчиками в Pic Ningua погибли в результате нападения собак. Надо добавить, что кагу, по сути дела, беспомощные птицы, так как они едва могут летать (хотя в некоторых пишут, что кагу - нелетающие птицы). Правда, бегают кагу очень быстро, даже в густых зарослях.

Другой причиной уменьшения численности кагу является практиковавшаяся ряд лет охота на кагу с собакой и последующая продажа их на рынке наравне с домашней птицей. Кроме того, они страдают от уменьшения площади природного ареала, который используется горнодобывающей и лесной промышленности.

Кагу признан видом, которому угрожает опасность исчезновения, и внесён в список конвенции по международной торговли вымирающими видами (CITES). Благодаря природоохранным усилиям кагу неплохо размножается в условиях внешней консервации в зоопарке города Ноумея (Noumea) в Новой Каледонии.