История одомашнивания птиц. Птицы: Содержание и уход. Содержание канарейки, разведение, кормление уход за канарейкой: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

История одомашнивания птиц

Читать : Птицы в доме: содержание и разведение

История одомашнивания: * ...павлинов
* ... цесарок
* ... перепелов, фазанов и индеек
* ...гусейФото
* ... уток и голубей
* ... Соколы и другие ловчие птицы

О.Л. СИЛАЕВА: История одомашнивания птиц

Из нескольких тысяч видов диких птиц человек выбрал для одомашнивания всего несколько: из отряда куриных – кур, индеек, цесарок, павлинов и перепелов; из гусеобразных – гусей и уток; из голубиных – сизого голубя... Приручали в основном тех, на кого охотились, – причиной одомашнивания была потребность человека в мясной пище. Приручаемые виды должны были быть пластичны – чтобы суметь приспособиться к жизни в новых условиях и перейти на питание тем кормом, который мог предложить человек.

ФотоКурица (Gallus gallus domestica)– самая распространенная домашняя птица. Основным ее предком считается дикая банкивская курица (Gallus gallus, или G.bankiva), которую еще называют красной джунглевой курицей. Род Gallus содержит еще три вида (G.sonnerati, G.lafaeti, G.varius), но эти птицы по строению, характеру оперения и поведению дальше отстоят от домашних пород, чем банкивские.

Дикие банкивские куры распространены в Индии, Бирме, Малакке и на острове Суматра. Но их не часто можно увидеть, так как эти птицы очень пугливы. Банкивская курица населяет лесные массивы, заросшие кустарником и бамбуком. Птица эта оседлая и ведет наземный образ жизни, летает плохо. Питается семенами растений, зернами, фруктами, насекомыми и червями. Гнездится на земле, насиживают яйца только самки.

По размерам банкивские куры довольно сильно варьируют. Вес самцов колеблется от 900 до 1200 г, а самок – от 500 до 750 г. Окраска этих птиц тоже разнообразна – преобладают красные и золотистые тона в сочетании с черными полосами. В целом по своей окраске и некоторым другим признакам банкивские куры очень сходны с современными бурыми леггорнами.

Предполагается, что банкивские куры были приручены в Юго-Восточной Азии еще в неолите – в позднем каменном веке, когда наши предки начали возделывать землю.

Для решения вопроса о том, когда куры стали распространяться за пределы Юго-Восточной Азии, приходится обратиться к археологическим находкам костей и изображений кур.

Наиболее развитыми древними культурами были Месопотамия, Египет, позднее – Крит и Греция. Но «следы» кур здесь обнаруживаются много позднее, чем в Индии. Так, в Древнем Египте изображения кур появились не ранее середины второго тысячелетия до н.э. В гробнице Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.) на каменной плите был найден рисунок петуха. Примерно в это же время куры появились в Сирии, куда они попали из Месопотамии. На Ближний Восток куры проникли, по некоторым сведениям, немного раньше, чем в Египет. Древнее изображение петуха найдено на одном из вавилонских памятников. Однако нельзя сказать, что куры в то время имели большое хозяйственное значение, т.к. изображались в основном бойцовые петухи. Известно, что в 310 г. до н.э. принц Пенджабский (Северо-Западная Индия) расплатился с Александром Македонским серебряными монетами, на которых был изображен петух с большими шпорами. Однако, в Египте разведение кур было настолько развито, что их яйца инкубировали. Это было монополией жрецов храмов Осириса. Позднее инкубирование было забыто, а при феодализме оно считалось делом дьявола.

В Греции куры появились только на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Однако V и VI в. до н.э. стали уже временем массового распространения кур в Греции. Об этом свидетельствуют писатели того периода Феогнис и Аристофан. По свидетельству последнего, в Афинах каждый житель имел кур, пусть хоть одну птицу, если это был бедняк. Петухов выращивали для петушиных боев, которые были в то время очень популярны. Первые целенаправленные попытки искусственного отбора среди домашних птиц были связаны именно с петушиными боями. Птиц отбирали по крепости телосложения, легкости и агрессивности. Так постепенно сформировались специальные бойцовые породы, которые дошли до наших дней.

В народном эпосе стран Средней Азии (Бактрии, Согдианы, Маргианы, Хорезма) куры упоминаются в VI и III в. до н.э. Но тогда они еще не описываются как объект хозяйствования – речь идет о петухе как о божественном существе. В религии Заратустры и других верованиях петух играл важную роль – как защитник добра и противник дьявола, как символ Солнца, противодействующий разрушительным силам ветра. Утренний крик петуха символизировал не только начало дня, но и свет, доброе начало вообще.

Среди предметов, которые должны были сопровождать людей на тот свет, были и куры – в захоронениях найдены их скелеты.

В Западную Европу куры попали в VI в. до н.э. через Италию и греческие колонии (Массали, Марсель и др.). В Сицилии уже в V в. до н.э. были монеты с изображением кур.

Через греческие причерноморские колонии куры в V–IV вв. до н.э. попадали на территорию Древней Руси. С середины I тысячелетия до н.э. куры распространились по всей Европе – везде, где люди занимались земледелием...