Эхолокация у Гуахаро. Гуахаро, Жиряковые: Steatornis = Гуахаро. Козодои, козодоеобразные:Caprimulgi, Caprimulgiformes = Козодои, козодоеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Steatornis = Гуахаро

Эхолокация у Гуахаро

Читать дополнительно: Гуахаро (жиряк) * Гуахаро

«Жирная птица из Карипе»

В 1799 г. известный немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт во время своего путешествия по Южной Америке посетил в северо-восточной Венесуэле близ города Карипе большую пещеру, которую местные жители прозвали «жировым рудником». В ней индейцы с незапамятных времен собирали «жировой урожай», иначе говоря, ловили невероятно жирных птенцов птиц, во множестве обитающих в этой пещере. Птиц этих Гумбольдт впоследствии описал под латинским названием Steatornis caripensis («жирные птицы из Карипе»). Испанцы называли этих птиц «гуахаро», что означает «плачущий» или «стонущий», из-за пронзительных криков, которые они издают.

Гуахаро — крупные, размером с большого цыпленка, оранжево-коричневые птицы с размахом крыльев около 100 см (рис. 101). Рот гуахаро напоминает рот козодоя, но большой клюв имеет сходство с клювом ястреба.

В отчете Гумбольдта имелось два момента, которые впоследствии привлекли внимание Гриффина: во-первых, птицы гнездились и летали в темных отсеках пещеры, и, во-вторых, резкие, пронзительные звуки, издаваемые гуахаро, отражаясь от каменных стен горы, рождали отзвуки далеко за пределами пещеры.

В 1953 г. Гриффин вместе с орнитологом Фелпсом отправился в Карипе, чтобы на месте проверить возникшую у него гипотезу о возможности использования «жирными птицами» эхолокации при полете в темноте.

При наблюдениях в пещерах ставились две основные задачи: выяснить участие зрительного анализатора в ориентации этих птиц и попытаться установить характер звуков, издаваемых ими при полете в темноте. Для проверки первой из них в самом отдаленном гроте пещеры (650 м от входа), где гнездилось большое количество птиц, исследователи потушили фонари и в течение 25 мин. оставались в темноте. Даже после наступления полной адаптации зрения в темноте ни один из них не обнаружил ни проблеска света. Не удовлетворившись этим наблюдением, они установили фотоаппарат с открытой диафрагмой, направленной в сторону выхода из грота, и экспонировали кадры фотопленки от 5 до 9 мин. Когда пленка была проявлена, стало ясно, что в глубь пещеры свет не проникал. Несмотря на это, гуахаро проявляли там оживленную деятельность. Раздраженные присутствием посторонних, они в полной темноте летали по залу пещеры, непрестанно издавая резкие, неприятные крики. Эти наблюдения показали, что зрение не может играть существенной роли в ориентации этих птиц при полете в темноте.

Во-вторых, необходимо было выяснить, в какой степени крики птиц могут служить им для ориентации. Для этих целей в пещере установили конденсаторный микрофон, усилители, портативный магнитофон с полосой пропускания от 50 гц до 15 кгц и катодный осциллограф с киноприставкой. Записанные на магнитофон крики гуахаро были нескольких типов. Одни из них являлись несомненно позывными криками сидящих на выступах скал птиц, другие — резкие, пронзительные — издавали возбужденные птицы, летая над исследователями. Но иногда выделялись совершенно другие звуки, которые напоминали быструю барабанную дробь и состояли из серии отдельных щелчков.

В сумерках гуахаро стали вылетать наружу. Картина звуков резко изменилась. Вместо неприятных пронзительных криков, которые издавали птицы внутри пещеры при вылете из сгущающейся темноты, шел ровный поток резких, быстро повторяющихся щелчков. Лишь изредка одна из сотен пролетающих птиц издавала продолжительный сигнал, похожий на те звуки, которые раздавались в глубине пещеры днем.

Типичные осциллографические записи этих щелчков показаны на рис. 102. Оказалось, что в то время как форма щелчков-импульсов в некоторой степени изменялась от записи к записи, длительность, частота импульсов и интервалы между ними сохранялись примерно постоянными.

Длительность этих импульсов составляла около 1 мсек. (крайние значения 0.3—1.5 мсек). Отдельный щелчок состоял из нескольких звуковых волн, имеющих частоту порядка 7 кгц. Ультразвуковых компонентов в импульсах не наблюдалось.

Гуахаро излучали импульсы короткими вспышками-сериями. Число импульсов в серии варьировало от 2 до 6 и более. Интервалы между импульсами в серии составляли в среднем 2.6 мсек. (1.7— 4.4 мсек.). Интенсивность импульсов-щелчков не была измерена, но автор отмечает, что они были слышны на расстоянии 100 шагов.

Таким образом, было установлено, что гуахаро во время полета в темноте производят громкие щелчки с низкой частотой заполнения, лежащей в пределах слуха человека. Но оставалось еще доказать, что эти звуки используются птицами в целях эхолокации. Для окончательного решения этой проблемы были отловлены 3 птицы и каждой из них по очереди давали возможность пролететь несколько раз по темной комнате. Птицы великолепно ориентировались в темноте и избегали столкновения со стенами комнаты. После этого их слуховые проходы были плотно тампонированы. В каждом случае птица с закрьь тыми слуховыми проходами летела до противоположной стены и с шумом ударялась о нее. Однако ориентировка вновь восстанавливалась после удаления ушных пробок. В обоих случаях птицы издавали громкие щелчки почти непрерывно.

Ситуация изменялась, когда в комнате включался свет. Издавание щелчков почти совершенно прекращалось, но еще более поразительным было то, что птицы с тампонированными ушами на свету не теряли способности обнаруживать препятствия и избегать их. Очевидно, на свету гуахаро ориентировались с помощью зрения.

Гуахаро — плодоядные птицы и питаются в основном косточковыми плодами, как правило, различных сортов пальм. Добывание плодов вряд ли требует участия эхолокации, поэтому можно предположить, что звуковая локация гуахаро используется лишь для того, чтобы вовремя обнаружить препятствие при ночных полетах за пищей и успешно ориентироваться в темноте глубоких пещер, которые служат им местом дневного убежища.

Э.Ш.АИРАПЕТЬЯНЦ А.И.КОНСТАНТИНОВ. ЭХОЛОКАЦИЯ В ПРИРОДЕ. Изд-во «НАУКА», ЛЕНИНГРАД, 1974