Птицы-носороги. Птица-носорог. Семейство: Bucerotidae = Птицы-носороги. Удоды, удодообразные, птицы носороги:Отряд: Upupae, Upupiformes = Удоды, удодообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Bucerotidae = Птицы-носороги

Семейство: Bucerotidae = Птицы-носороги

Читать : Птицы-носороги

Семейство ПТИЦЫ-НОСОРОГИ (Bucerotidae) Эти птицы получили свое название из-за клюва, резко загнутого вниз, имеющего большие размеры и значительные полые выросты у основания (выростов нет только у видов рода Tockus). Размеры птиц преимущественно крупные, хвост длинный. Характерно срастание пальцев ног: второй и третий пальцы срастаются на половину длины основной фаланги, третий и четвертый — на 2—3 фаланги, и только у рогатых воронов пальцы не срастаются. Все виды семейства — лесные птицы, лишь рогатые вороны населяют открытые пространства с разреженными кустарниками. Распространены птицы-носороги в тропических лесах Африки и Юго-Восточной Азии.

Гнездятся в естественных дуплах. У всех видов, за исключением рогатых воронов, самка сидит в гнезде замурованная и самец кормит самку, а потом и выводок через узкую щель. Крупные по величине виды откладывают 1—3 яйца, мелкие 5. Длительность инкубации составляет 1 — 1,5 месяца. Птенцы, рождающиеся голыми и слепыми, сидят в дупле от 1 до 3—4 месяцев. В году может быть 2 кладки. Самцы линяют обычно в период дождей. У самок большинства видов перья хвоста и крыльев сменяются во время насиживания и линька длится долго. Птицы- носороги всеядны, но мелкие виды (токо и др.) предпочитают насекомых, а крупные виды едят главным образом плоды. Вероятно, в связи с тем, что плоды доставать надо с тонких ветвей, крупные виды птиц-носорогов имеют относительно длинные клювы. Ловят ящериц, слетков птиц и т. п. К семейству птиц-носорогов относят 12 родов, включающих 44 вида.

Малабарская пятнистая птица-носорог, исследовав пригодность дупла, заберется в него, замажет вход сырой землей, оставив лишь маленькое отверстие, чтобы самец мог ее кормить, и высиживает в добровольном заточении птенцов.

Прячась от змей, от обезьян и хищных птиц, родичи удодов, птицы-носороги, когда насиживают, вместе с яйцами... замуровывают себя в дуплах!

Собственно, замуровывается только самка. Самец кормит ее и позднее птенцов через отверстие, которое специально для этого оставлено. Прежде считалось, что самец своими трудовыми усилиями обеспечивает ей это заточение и что она без его помощи снова выйти на свободу не может. Новые наблюдения доказали, что, найдя подходящее по размерам дупло, самка садится в него и изнутри замазывает вход сырой землей, пометом, мякотью плодов, часто смешивая все это со слюной. Самец лишь приносит ей необходимый материал или немного подмазывает снаружи.

До пяти яиц, у некрупных птиц-носорогов, либо только два насиживают самки недели три-четыре. Те, что питаются фруктами, обычно это крупные птицы-носороги, три-четыре месяца не выходят из добровольного заточения, кормятся приношениями своих супругов. Когда сидят в дупле, линяют. Самцы кормят их обильно: приносят в глотке, так как зоба нет, сразу несколько десятков инжирных, например, плодов. Самки к концу «заключения» очень полнеют, самцы, напротив, худеют, истощая себя заботами о пропитании замурованной семьи.

Самые мелкие из птиц-носорогов (токо, 13 видов в Африке) кормятся насекомыми. Когда дети токо немного подрастут, отец, летая с каждым насекомым в клюве, не поспевает вдоволь и наловить добычи, и принести ее. Словом, долго свою семью содержать один не может. Поэтому его самка вынуждена недели через две-три после рождения птенцов покинуть уютное уединение и помогать отцу кормить их. После того как она взломает глиняную стенку, закрывавшую вход в гнездо, первым делом родители приносят детям (или одному птенцу у некоторых видов токо) необходимый материал, и птенцы сами себя замуровывают, чтобы в безопасности досидеть две недели, оставшиеся до вылета из гнезда.

Самец африканской красноклювой птицы-носорога принес пищу замурованной в дупле самке.

Только у шлемоносой птицы-носорога наросты на клюве не пористые, а массивные, сплошь заполненные роговым веществом. У прочих ее родичей клюв со странными «структурными» излишествами, однако довольно легкий, У шлемоносого носорога изрядно тяжел: весит вместе с черепом до 320 граммов, лишь вдесятеро меньше, чем сама птица.

Прежде шлемоносых птиц-носорогов много было в Малак-ке, на Суматре, Калимантане. Привезенные отсюда в Европу массивные клювы продавали в средневековье как «слоновую кость». Разные поделки из них стоили недешево.

В семействе птиц-носорогов лишь самки рогатых воронов (два вида в Африке) не замуровываются, и образ жизни у этих птиц иной — не древесный, а наземный. Они черные, с голубым «лицом» (или красным у другого вида), с красным горловым мешком, который основательно растягивается. Обычные птицы саванны. Ловят насекомых, особенно много саранчи, ящериц, мелких грызунов, даже змей. Впрочем, и другие птицы-носороги неплохо расправляются со змеями. Увидят змею, криком сзывают сородичей, окружают ее, рвут клювами, подставляя змеиным укусам крылья как щиты.

Размножаются рогатые вороны в период дождей, как все птицы-носороги, обитающие в сухих местах. В это время слышатся их басовитые крики, напоминающие отдаленный львиный рев. Гнезда в основном в дуплах баобабов: там, где растут эти деревья, много рогатых воронов. Два яйца самка насиживает месяц. Птенцы еще три месяца не покидают гнезда. Потом месяцев девять живут с родителями.