Страус африканский, страусообразные:Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Struthio camelus = (Африканский) страус

Вид: Struthio camelus Linnaeus, 1758 = Африканский страус

Читать очерки об африканском страусе :[1];[2]

Африканский страус, имеющий рост до 270 см и вес до 175 кг, является самой крупной из современных птиц. Телосложение у страуса плотное, небольшая уплощённая голова венчает длинную шею. Клюв плоский и прямой, довольно мягкий, с характерным роговым «когтем» на надклювье. Глаза страуса большие, самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. Ротовая щель доходит почти до свмих глаз.

Страусы  Фото

Страусы, как нелетающие птицы, полностью утратили киль и у них слаборазвитая грудная мускулатура. У страусов имеются недоразвитые крылья, а два пальца на них заканчиваются когтями (шпорами). Скелет не пневматичен, за исключением бедренных костей. Задние конечности длинные и сильные, и имеют всего по два неодинаково развитых пальца. Один из пальцев заканчивается разросшимся наподобии рогового копыта, когтем, и служит он основной опорой птицы при беге. А бег у страуса быстрый и маневренный, во время которого они способны развивать скорость до 60—70 км/ч.

Тело страуса покрыто рыхлым и курчавым оперением. Перья по всему телу растут более-менее равномерно, так что аптерии и птерилии отсутствуют. Строение пера простое и довольно примитивное, так как бородки почти не сцеплены друг с другом, поэтому плотных пластинок-опахал перо страуса не образуется. Лишены оперенья голова, шея и бёдра страуса. Голый участок кожи также имеется на груди, это т. н. грудная мозоль, на которую страус опирается, когда ложится. Цвет оперения у птиц разного пола различен: у взрослого самца оперенье чёрное, перья хвоста и крыльев белые, а у более мелкой по размеру самки оно окрашена однообразно — в серовато-бурые тона; перья крыльев и хвоста — грязно-белые.

В пределах обширного ареала, страус образует несколько подвидов, различающихся между собой размерами, цветом кожи на шее, а также некоторыми чертами биологии: числом яиц в кладке, наличием или отсутствием в гнезде подстилки, особенностями строения скорлупы яйца.

Раньше ареал страуса охватывал сухие безлесные пространства Африки и Ближнего Востока, в том числе Месопотамию (Ирак), Персию (Иран) и Аравию. Однако из-за постоянного преследования со стороны человека и интенсивной охоты, естественная численность вида сильно сократилась, как и уменьшилась площадь ареала. К настоящему времени ближневосточный подвид страуса S. c. syriacus уничтожен и считается официально вымершим уже с 1966 г. В еще более давние времена, в плейстоцене и плиоцене, различные виды и подвиды страусов были распространены в Передней Азии, на юге Восточной Европы, в Центральной Азии и в Индии.

Сейчас существуют два базовых типа африканского страуса. Один из них - страус Восточной Африки, для которого характерны красного цвета шея и ноги. Этот подвид (S. c. Molybdophanes), встречается в Эфиопии, северной Кении и Сомали, и некоторые исследователи его иногда выделяют в самостоятельный вид — сомалийский страус. , и два подвида с синевато-серыми шеями и ногами. Другой тип африканского страуса представлен двумя подвидами. Для подвида S. c. australis характерна серая шея, и он обитает в юго-западной Африке, и имеет крайне мозаичный ареал. У подвида S. c. massaicus, или масайского страуса, шея и ноги во время брачного сезона окрашены в ярко-красный цвет. В Северной Африке выделяют еще один подвид — S. c. camelus, естественный ареал которого простирается от Эфиопии и Кении до Сенегала, а на севере доходит до восточной Мавритании и южного Марокко.

Встречающиеся в южной Африке в национальном парке Крюгера и некоторых других местах страусы с красными шеями, являются завозными особями.

Естественные местообитания страуса - открытые саванны и полупустыни, расположенные севернее и южнее зоны экваториальных лесов. Эти птицы вне брачного сезона обычно держатся небольшими стаями или семьями. Типичная семья страуса состоит из одного взрослого самца, четырех—пяти самок и птенцов. Иногда, во внегнездовое время страусы собираются и в более крупные стаи, насчитывающие до 20—30 птиц, а стаи неполовозрелых птиц на юге Африки насчитывают и до 50—100 особей. Во время кормежки страусы часто присоединяются к другим травоядным животным. Поэтому, нередко встречаются совместно пасущиеся страусы с табунами зебр и антилоп, при этом они вместе совершают довольно долгие кочевки по африканским равнинам. Страусы, благодаря своему росту и прекрасному зрению, как правило, первыми замечают опасность, а вот учуять затаившегося хищника могут первыми копытные. Страусы, в случае опасности, сразу же бросаются в бегство, развивая при этом скорость до 60—70 км/ч, делая шаги длинной в 3,5—4 м, и при необходимости, не снижая скорости, могут круто менить направление бега. Даже молодые страусы прекрасно бегают, а в месячном возрасте уже могут развить скорость бега до 50 км/ч.

Основу рациона страусов составляет растительная пища (побеги, цветы, семена, плоды), но при случае они весьма охотно поедают насекомых (в основном - саранчу), мелких животных (рептилий, грызунов) и даже остатки от трапез хищников. Суточная норма взрослого страуса - около 3,5 кг пищи. Поскольку у страусов нет зубов, то они используют для измельчения пищи в желудке гастролиты, роль которых выполняют заглатываемые ими мелкие камешки. При их недостатке, страусы зачастую глотают всё, что им попадается на пути: кусочки дерева, железа и пластмассы, гвозди, и т. д. Хотя страусы могут длительное время обходиться без воды, восполняя потери влагу из поедаемых растений, однако при случае они охотно пьют воду и любят купаться.

Страус Фото

Страус — полигамная птица. Во время брачного сезона самцы страусов занимают территорию от 2 до 15 км2, прогоняя с нее конкурентов, а их шея и ноги в этот период приобретают характерную яркую окраску. В брачное время самцы своеобразно токуют, привлекая к себе самок. Опустившись на колени, самец ритмично бьёт крыльями, при этом запрокидывает голову назад и трётся затылком о собственную спину. Соревнуясь за самок, самцы издают шипение и др. звуки. Могут они и трубить: для этого они набирают полный зоб воздуха и с силой проталкивают его через пищевод, — при этом раздаётся подобие глухого рёва.

Токующий самец создает на своем участке гарем, покрывая всех самок, но более прочную пару образует только с одной доминантной самкой, вместе с которой насиживает яйца, отложенные всеми самками в одну общую гнездовую ямку, которую самец выскребывает в земле или в песке. Глубина гнездового лотка всего 30—60 см. Самки откладывают яйца, по-видимому, раз в 2 дня. Яйца у страусов самые крупные в мире птиц: длина яйца — 15—21 см, вес — от 1,5 до 2 кг, что примерно равно массе 25—36 куриных яиц. Страусиные яйца имеют очень толстую (до 0,6 см) прочную скорлупу, обычно соломенно-жёлтого цвета, реже более тёмного или белого окраса. Полная кладка яиц у страусов в Северной Африке обычно состоит из 15—20 яиц, на юге материка — из 30, в Восточной Африке число яиц может доходить до 50—60.

Яйца насиживают попеременно самец и самка: самка днём (из-за их защитной покровительственной окраски, сливающейся с ландшафтом), а ночью — самец. Нередко днём самка оставляет яйца без присмотра и тогда они обогреваются лучами солнца. В целом насиживание длится 35—45 дней.

Новорожденный, только что вылупившийся страусёнок, весит около 1,2 кг. На следующий день после вылупления птенцы оставляют гнездо и отныне странствуют вместе с отцом и под его защитой в поисках пищи. Растут они быстро и уже к четырем месяцам достигают 18—19 кг. В течение первых 2 месяцев жизни птенцы покрыты буроватыми жесткими щетинками, который затем сменяется на наряд, сходный по окраске с нарядом самки. На втором месяце появляются настоящие перья, а у юных самцов черные перья отрастают только на втором году жизни. В размножении молодые страусы впервые начинают принимать участие в 2—4 года. Продолжительность жизни страусов в природе - до 30—40 лет.

Врагов у страуса немного. Их яйца, оставленные без присмотра взрослых птиц, нередко становятся добычей шакалов, гиен, а также птиц-падальников. Стервятники, например, научились камнем, взятым в клюв, разбивать их. Они бросают камень на яйцо до тех пор, пока оно не разобьётся. Птенцов иногда ловят львы, а вот взрослые страусы опасны даже для крупных хищников, так как одного удара их сильной ноги, вооружённой твёрдым когтем, достаточно, чтобы серьёзно ранить или убить любого хищника. Самцы, самоотверженно защищая свою территорию и кладку яиц, иногда нападали и на людей.

Широко известна легенда, что напуганный страус прячет голову в песок. Вероятно, в основе ее лежит тот факт, что самка страуса, сидящая на гнезде и имеющая защитную окраску оперенья, в случае опасности распластывает по земле шею и голову, как самую приметную для врага часть тела, становясь таким образом незаметной на фоне окружающей саванны. Однако если к такой притаившейся птице приблизиться на слишком близкое и опасное расстояние, она мгновенно вскакивает и убегает прочь.

Страусы издавна имели важное значение в жизни человека. Как сосуды для воды африканскими племенами использовалась прочная скорлупа страусиных яиц. Издавна пользовались спросом красивые маховые и рулевые перья страусов, которые использовались для изготовления опахал и плюмажей головных уборов. Из-за перьев, которые шли на украшение дамских шляп и на веера, страусов почти истребили в XVIII—начале XIX вв. Но благодаря тому, что в середине XIX в. страусов начали разводить на фермах, они сохранись, иначе уже были бы полностью истреблены, как истреблён ближневосточный подвид страуса. В настоящее время страусов разводят более чем в 50 странах мира, включая страны с холодным климатом. А разводят страусов преимущественно ради кожи и мяса, напоминающего постную говядину, оно нежирное и содержит мало холестерина. Яйца и перья являются дополнительными продуктами страусоводства.