Карликовые сокола, сокола-крошки, Сокол-крошка. Род: Microhierax = Карликовые сокола, сокола-крошки. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Microhierax = Карликовые сокола, сокола-крошки

Ошейниковый сокол-крошка - Microhierax caerulescens

Населяет открытые леса в предгорьях Гималаев, но встречается и по опушкам леса, на сельскохозяйственных плантациях, часто держится вблизи рек и ручьев на равнинах на высоте 900 м над уровнем моря. Предпочитает селиться в негустых лесах или редколесьях с большим числом сухих деревьев, вблизи полей или лугов. Обитает в Индии (предгорья Гималаев, на высоте ниже 650 м до 2000 м над уровнем моря, в Непале (на высоте ниже 915 м), Бутане (на высоте ниже 760 м), Мианмаре (Бирма) – там он называется Microhierax burmanicus, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме (под тем же названием).

Взрослого сокола легко опознать по черной короне и белому лбу, который переходит в широкую полосу позади шеи («воротник»). Белое пятно начинается сразу поверх глаз, на его фоне контрастно выглядит черная полоса, идущая через глаза. Основной окрас – блестящий черный, с легкой белой рябью на нижней части тела и хвоста. Шея темно-каштановая, белая полоса отделяет ее от черных «усов». Грудь и тело под крыльями – белые с рыжеватым отливом. Бока черные, бедра и изнанка хвоста каштановые. Хвост черный с четырьмя белыми полосами. Глаза коричневые, лапы и пальцы черные. Самки и молодые птицы похожи на самцов, но у самок больше белого на крыльях и белый воротник не столь ярко выражен.

Сокол-крошка питается насекомыми и мелкими птицами, которых ловит на лету. Отдыхает на насестах, которыми ему служат сухие ветки деревьев, отсюда он и вылетает на охоту. Во время охоты делает короткие вылеты, ловит насекомых и возвращается на прежнее место, где съедает добычу. Видовой крик: «ку-ку-ку» или «кили-кили-кили», часто повторяемый. Ведет скрытный образ жизни, будучи потревоженный, покидает привычное местообитание. Обычно он быстро перелетает от дерева к дереву, изредка отдыхая на ветке дерева.

Не мигрирует.

Это мелкий, размером с ласточку, сокол с черным верхом, белым воротником, каштановыми бедрами (отсюда название красноногий сокол). В полете у него видны белые пятна на крыльях. От родственного вида Черноногого сокола-крошки (Microhierax fringillarius) отличается белым лбом, от Большеногого сокола-крошки (Micohierax melanoleucus) – «белым воротником», который у последнего вида отсутствует.

Ошейниковый сокол-крошка гнездится в дуплах, покинутых дятлами. Свои любимые старые деревья сокола навещают и вне сезона размножения. Гнездятся сокола на большой высоте, в 9-10 м над землей, часто и в 14-15 м. Дупло утепляют растительным материалом, здесь же устраивают и кладовую, куда сносят добытых насекомых. Самка откладывает 4-5 яиц, грязно-белого цвета, иногда с красными крапинками (в более поздних кладках), но февральские и мартовские кладки дают яйца чисто-белые. Самка высиживает яйца большую часть срока инкубации, иногда – весь срок. Во время насиживания сокола очень агрессивны к человеку и другим птицам.