Авдотка. Род: Burhinus Illiger, 1811 = Авдотки. Ржанки, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Burhinidae = Авдотки, авдотковые

Семейство: Burhinidae Mathews, 1912 = Авдотки, авдотковые Фото

Род: Burhinus Illiger, 1811 = Авдотки

Вид: Burhinus oedicnemus (Linnaeus, 1758) = (Обыкновенная) авдотка = Eurasian Thick-knee (Stone Curlew)

Подвид: Burhinus oedicnemus harteri Vaurie, 1963

Авдотка - это крупный кулик, по размеру крупнее голубя. Верх тела  имеет преимущественно песочную окраску с разбросанными по нему многочисленными продольными пестринами. На крыльях имеются характерные полосы и пятна темного и белого цветов. От всех других видов авдотка легко отличается характерной внешностью и своими большими глазами желтого цвета. У авдотки трехпалые ноги. Половой диморфизм выражен слабо, так как самка слабо отличается от самца сравнительно менее четко выраженными полосами на сложенном крыле. Молодые особи авдотки имеют на крыле еще более тусклые полосы, верх тела у них более охристый, в то время как продольные пестрины выражены менее резко. Вес взрослых особей составляет около 350-450 г при  длине тела 40-44 см. Крыло авдотки имеет длину 22,4-25,5 см, а размах крыльев - 77-85 см.

Ареал авдотки достаточно обширен. Он встречается в Средней и Южной Европе, Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии.

Авдотка гнездится и встречается на пролете в южных районах Казахстана, доходя на север до Камыш-Самарских озер, устья Илека, низовий Тургая, Северного Прибалхашья и Зайсанской котловины. Здесь авдотка населяет преимущественно равнинные и слабохолмистые пустыннные и полупустыные районы.

В зимовий авдотки прилетают довольно рано, еще в апреле, поселяясь на открытых пространствах. Здесь ее основные местообитания - это пустыни, полупустыни, сухие степи и пустоши. Для гнездования они выбирают участки с бедной почвой (песчаной, глинистой или каменистой), на которых преобладают участки открытого грунта или с угнетенной и редкой травянистой или кустарниковой растительностью. Авдотки в период гнездования - территориальные птицы. Самцы ревностно охраняют занятые довольно большие гнездовые территории от вторжения других пар. На занятой территории живут парами,а гнезда как такового, они не строят. Самка откладывает яйца в небольшую ямку или просто на ровном месте, чаще всего без всякой подстилки. Нередко яйца располагаются просто среди камней, сухих корней или кусочков земли. Нередко различный мелкий материал как палочки, кусочки навоза и т.п. может находиться в гнезде или быть сложен в виде бордюра вокруг кладки яиц. Авдотка благодаря своей покровительственной окраске во время насиживания малозаметна даже на открытом месте.

Насиживающая авдотка при появлении человека гнездо часто покидает заблаговременно. Хищных птиц авдотки активно преследуют и прогоняют с гнездового участка. А вот к пасущимся домашним животным, коровам и овцам, относятся довольно терпимо, и с гнезда сходят только когда есть угроза быть растоптанными. Имеются даже достоверные случаи, когда авдотки успешно отгоняли скот от своего гнезда.

Вылупившихся птенцов водят обе взрослые птицы, а в первые дни - они их и кормят. Молодые поднимаются на крыло и начинают летать примерно в возрасте около 1,5 месяца. Основу их пищевого рациона составляют наземные насекомые и их личинки, чаще всего всего жуки и саранчовые, едят червей, при возможности ловят ящериц, а иногда - и мелких грызунов. Авдотки активны главным образом в сумерках. При опасности авдотки редко затаиваются, чаще убегают или улетают,  близко к себе не подпускают. Вообще, эти птицы довольно осторожные и недоверчивые.

Из северных частей своего ареала начинают отлетать в августе - начале сентября. Зимуют в Африке и на Аравийском п-ове. Авдотка а пределах всего ареала - редкая птица, она занесена в Красную книгу России.