Японский зелёный голубь.Вид: Treron sieboldii (Temminck, 1835) = Японский зелёный голубь. Голуби, голубеобразные:Отряд: Columbae, или Columbiformes = Голуби, голубеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Treron sieboldii = Японский зелёный голубь

Вид: Treron sieboldii (Temminck, 1835) = Японский зелёный голубь

Род Treron представлен 13 видами. Оперение птицы окрашено в зеленый цвет с оливковым или желтоватым оттенком. Окраска оперения менее яркая, чем у других плотоядных голубей. При содержании в клетке пигменты в оперении обычно разрушаются и окраска его становится серой с белыми пятнами и желтоватым оттенком.

Зеленые голуби распространены в Южной Азии и Африке. Оми малозаметны среди листвы тропических и субтропических деревьев, хотя большинство видов держится стаями. Зеленый цвет оперения связан со строением пера. Их бороздки имеют многочисленные бугорки, в которых находятся линзообразные зернышки зеленого пигмента. Они равномерно рассеивают отраженный зеленый цвет во все стороны, который и маскирует птиц среди деревьев.

Характерный признак этой группы голубей - выемка на третьем с краю маховом пере, форма которой зависит от вида голубя. Птицы приземисты, с коротким хвостом и оперенными ногами.

Зеленые голуби питаются плодами фигового дерева и сочными фруктами, проглатывая их целиком. При прохождении пищи по пищеварительному тракту плоды полностью перевариваются, потому что твердая оболочка семян измельчается в мышечном желудке и ее остатки выбрасываются наружу вместе с пометом. Плоды зеленые голуби срывают клювом дерева подобно попугаям, повиснув вниз головой. Естественно, что эти птицы держатся там, где есть пища, населяя леса как на равнинах, так и в горах. Они ловко бегают по веткам деревьев в поисках пищи; на землю спускаются только для того, чтобы напиться воды. Летают зеленые голуби очень быстро, ловко маневрируя между деревьями. Голос этих птиц сильно отличается от голоса других голубей; издаваемые ими звуки похожи на взвизгивание щенка, кваканье лягушки, на флейтовые и др. При полете они издают характерные свистящие звуки, за что их также называют иногда свистящими голубями.

В неволе зеленые голуби быстро осваиваются с новыми условиями жизни и при правильном кормлении, которое в основном должно состоять из фруктов и ягод с добавлением подслащенной пшенной или рисовой каши, не теряют красивую зеленую окраску оперения. Содержать их лучше всего в большой вольере при температуре воздуха 5 - 10' С, так как в тесной клетке они бывают скучны и малоподвижны. В просторном помещении зеленые голуби охотно и много бегают, лазят по веткам деревьев, которые для этой цели следует устанавливать в вольере в кадках.

Голуби и профилактика их заболеваний. А.И.Рахмахов, Б.Ф.Бессарабов (Москва, Россельхозиздат, 1987)

Вид: Treron sieboldii (Temminck, 1835) = Японский зелёный голубьФото

СТАТУС. Редкие виды (III категория)

Ареал обитания

Редкий вид с ограниченной областью распространения. Длина крыла 200-250 мм. Лесная зона.

Распространение. В России проходит северная граница ареала зеленого голубя. Возможно, гнездится на о. Кунашир (Южные Курильские острова) и на Южном Сахалине. а также на побережье оз. Ханка - в начале июля 1968 г. В сентябре птиц видели на о. Кунашир (Курильские о-ва) и вблизи селения Киевка в Лазовском заповеднике, в октябре - на Муравьевской низменности вблизи оз. Добрецкое, Южном Сахалине, а в ноябре мертвая птица была найдена в долине р. Кедровая, заповедник "Кедровая падь" (1 - 6). Зеленые голуби населяют широколиственные и смешанные леса с обилием деревьев вишни и черемухи, лиан винограда и актинидии, кустами бузины и других растений, плодами которых питаются.

Вне России гнездовой ареал охватывает Японские острова от Хоккайдо на севере до Рюкю на юге, а также о. Тайвань и юго-восточное побережье Китая (7).

Численность. Общая численность неизвестна. Летом на о-вах Сахалин и Кунашир голуби наблюдались чаще поодиночке, реже - стаями из 3 - 6 птиц.

Лимитирующие факторы. Не выяснены.

Меры охраны. Охота запрещена.

Источники информации: 1. Нечаев, 1969; 2. Бойко, Щербак, 1974; 3. Нечаев, 1975а; 4. Поливанова, Глущенко, 1977; 5. Остапенко и др., 1975; 6. Докучаев, Лаптев, 1974; 7. Степанян, 1975. Составитель: В. А. Нечаев.