Мадагаскарский таракан фото, видео. Вид: Gromphadorhina portentosa (Schaum, 1853) = Мадагаскарский (шипячий) таракан. Таракан.Содержание, разведение, кормление.Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы. Класс Насекомые - Insecta

Род: Gromphadorhina = Мадагаскарский таракан

Читать дополнительно: * Тараканы

Мадагаскарский (шипячий) таракан Gromphadorhina portentosa - один из самых крупных тропических тараканов в мире. Их средня длина 60 мм у самки и  55 мм у самца. В некоторых случаях отдельные особи могут достигать 10 сантиметров в длину. Мадагаскарский таракан - эндемик Мадагаскара, в природных местообитаниях за пределами этого острова он не обитал.

Встречается мадагаскарский таракан в основном на стволах и ветвях деревьев и кустов, хотя много времени проводит и на земле, где питается травянистыми частями растений и различными фруктами. Мадагаскарские тараканы не имеют крыльев. Тело взрослых особей окрашено в коричневый цвет, а задние грудные сегменты и переднеспинка коричнево-чёрного цвета.

Способность производить шипящие или свистящие звуки является характерной особенностью мадагаскарских тараканов, отсюда и их другое название - шипящий таракан. Хотя таким поведением обладают и некоторые другие виды тараканов. Звуковые сигналы, производимые этим насекомым служат как для отпугивания потенциальных хищников, так и для внутривидовых отношений (например, борьба самцов за самку). Мадагаскарские тараканы извлекают звуки посредством резкого сокращения брюшка, благодаря чему воздух с силой выталкивается наружу через дыхальца. По особенностя производить звуки можно отличить самца от самки. Самцы шипят много чаще чем самки: во время опасности, борьбы за самку, во время ухаживания и спаривания. И чем громче и чаще шипит самец, тем больше у него шансов на спаривание со своей избранницей. Самки шипят реже - обычно только во время опасности.

Половой диморфизм у мадагаскарских тараканов выражен хорошо. Так, самцы обычно мельче самок, на переднегруди (или протораксе) они имеют два конусообразных выроста в виде приподнятых рожков, а окраска их тела более контрастная с более отчетливыми пятнами по бокам спинных полуколец. Антенны у самцов также толще, покрыты хетами. Последний стернит брюшка у самца несет грифельки, он дифференцирован и специализирован.

Антенны или известные усы этого таракана являются рецепторами феромона, поэтому самец лишенный антенн не сможет обнаружить самку и соответственно оплодотворить её. Поэтому, во время брачных драк которые случаются между самцами из-за самок, они стараются в первую очередь отхватить в первую очередь сопернику усы, а потом уже нападают на другие части тела.

Зарождение жизни у каждого таракана, как и у всех живых существ с половым способом размножения, начинается с оплодотворения. При этом мадагаскарские тараканы не откладывают свои яйца, а самки носят первое время своё будущее потомство в брюшке в оотеке, и только спустя 2-3 месяца из яиц появляются крошечные, живые личинки тараканчата. Таким образом, только через пару месяцев после оплодотворения самка, из ее брюшка на свет появляется около 20-50 (в среднем 25-30) крошечных, белых тараканчиков. Спустя всего несколько часов их внешние покровы затвердевают и приобретают коричневую окраску.

Жесткие внешние покровы нерастяжимы, что не позволяет малышам постоянно увеличиваться в длину. Поэтому сначала личинки, а затем и нимфы, регулярно, около 6 раз линяют, сменяя подобно змеям свои старые, ставшие тесными наряды. Таракан за 2-3 дня до линьки становится малоподвижным, старается укрыться в защищенном тихом местечне и может проявить активность только в случае активной попытки его потревожить. Последний раз нимфа линяет, достигнув примерно пяти-шести-месячного возраста. Это их последняя линька, после которой таракан становится взрослым насекомым, готовым к размножению. Взрослые тараканы больше не растут и не линяют. Если продолжительность жизни мадагаскарских тараканов в природе составляе 1-2 года, то в неволе они живут до 2-4 и более лет.

Некоторые люди разводят мадагаскарцев в качестве прекрасного живого корма для своих экзотических хищников, как пауки-тарантулы, рептилии (ящерицы) или мелкие млекопитающие.