Уход за хищными птицами.Ястребы, соколы и совы. Кормление птенцов и птиц. Уход за дикими птицами.Выхаживание пострадавших птиц и зверей. Содержание, кормление домашних животных. Фото. Разведение животных в неволе

Уход за хищными птицами

Уход за хищными птицами

Ястребы, соколы и совы. Авторы книги в течение длительного времени выхаживали хищных птиц. Птицы эти способны на длительную привязанность. Но эта привязанность таит в себе и немалую опасность, потому что, оказавшись на свободе, птицы могут стать легкой добычей охотника.

Хищные птицы играют важную роль в природе, но тем не менее часто оказываются жертвами людского невежества. К счастью, в некоторых местах уже поняли, к чему приводит дисбаланс в природе, возникающий в результате непродуманного истребления хищных птиц. В ряде стран приняты законы об их охране. Собственно говоря, в настоящее время охранительные законы распространяются на всех птиц. Но еще больше предстоит сделать. Надо объяснять людям роль хищников в природе. Необходимо разработать законодательные акты, воспрещающие отлов этих животных для последующей перепродажи.

Но вернемся к особенностям временного ухода и содержания хищных птиц не в качестве пленников, а в качестве пациентов. Питание в данном случае вообще не представляет сложности. Быть может и потребуется провести несколько сеансов принудительного кормления, пока птица не привыкнет к новому рациону. Но, как правило, хищник весьма быстро адаптируется, получая пищу мясо, мышей, крыс или куриные головы. Не забывайте, \то перья и мех являются для них жизненно необходимым компонентом питания в естественной обстановке. Для сов молоко, даваемое им с помощью медицинской пипетки, — настоящее лакомство. Иногда на шоссейных дорогах попадаются задавленные звери и птицы. Мы складываем их в специальные ящики, создавая таким образом запасы продуктов для наших питомцев. 1омните, что говядина должна быть постной и хранить ее следует в холодильнике. Хотя она и предпочтительна, но при случае может быть заменена кониной. Пищу лучше всего подавать с палочки длиной в 5—10 см. При насильственном кормлении ястребов и сов мясо необходимо поместить на кончик палочки и плотно прижать к клюву птицы. В тот момент, когда клюв раскроется, надо ввести мясо в рот и аккуратно повернуть палочку. Мясо попадет достаточно глубоко в ротовую полость птицы, и, если его слегка подтолкнуть, птица обязательно сглотнет. Но действовать нужно аккуратно, чтобы не поцарапать заднюю стенку глотки. На личном опыте мы убедились, что после нескольких принудительных кормлений птица сама начинает хватать пищу с палочки, как только ее подносят к клюву. К этому способу приходится возвращаться лишь в тех случаях, когда птица явно больна или перепугана настолько, что не в состоянии нормально есть. Порой мы практиковали кормление с рук, но хищная птица может пройтись по руке когтями.

Довольно часто во время кормления мы прибегали к помощи деревянной ложки. Длина ее вполне достаточна для того, чтобы полностью обезопасить руки. Ни в коем случае не следует пользоваться металлическими предметами — они легко могут поранить клюв птицы.

Мясо следует измельчить на мелкие разовые порции, размер которых зависит от размера птицы. Не надо ограничивать птицу в еде, давайте ей столько, сколько она захочет — больше, чем ей необходимо, она все равно не съест. К примеру, краснохвос-тый канюк может получать в день по две полные чашки мяса: один раз утром, другой раз вечером. В ежедневный рацион необходимо включать витаминную и костную пищу.

Если взрослая птица не ранена и не нуждается в кормлении с рук, поместите пищу на чистую дощечку и дайте птице возможность подойти и кормиться самостоятельно. Если же она получила увечье, поместите корм на насест позади нее. Интересно, что ястребы, схватив еду, уносят ее в угол клетки и там хлопочут над ней, размахивая крыльями и производя легкий протестующий шум, который, видимо, должен отпугнуть возможного конкурента, который захочет посягнуть на чужое лакомство.

Пустельги предпочитают сверчков и кузнечиков мышам, которые требуются более крупным птицам. Поймайте побольше кузнечиков и заморозьте их.

Скопа — рыбоядная птица, но она не откажется и от куска говядины (правда, на непродолжительное время). Кстати, не забудьте ставить для этой птицы вместительный резервуар со свежей водой для купания.

Для приучения маленьких совят к самостоятельной охоте поместите светильник возле клетки и включайте его по вечерам. Летающие насекомые будут прекрасной добычей для сов и козодоев.

Крупные ястребиные — краснохвостые и ширококрылые канюки и соколы испражняются совсем не так, как это делают малые певчие птицы. Они не капают пометом вниз под себя, а наклонившись вперед, поднимают. хвостовые перья и буквально «производят выстрел», попадая во все углы за пределами клетки. Поэтому рекомендуется оборачивать материей ту часть клетки, в которой расположен насест, стараясь закрыть сторону между потолком и днищем. Как правило, все птицы, если им предоставляется достаточно большая клетка, избирают себе насест в одном определенном месте.

Никогда не следует содержать хищников в маленьких клетках. Им нужно пространство для передвижения, иначе они начнут биться о стенки клетки, могут поломать перья. Жилище птиц должно быть надежно защищено с трех сторон и иметь крышу, чтобы не допускать сквозняков, поскольку птицы подвержены пневмонии. Следует также ограничивать поступление света, особенно для ночных сов. Наиболее неприятно действуют на сов первые лучи рассвета. Они временно ослепляют птиц и неудивительно, что, возвращаясь с ночной охоты, они наталкиваются на различные предметы и препятствия. Характерной причиной травм этих крупных хищных птиц является столкновение с телефонными и электрическими проводами.

Довольно часто в зоомагазине мы видели, как хищные птицы содержатся в клетках явно малых даже для того, чтобы расправить крылья. Одна такая птица была выставлена напоказ — ее принудили сидеть на насесте из железнодорожного рельса, ноги ее были связаны ремнями из сыромятной кожи. Малейшая попытка высвободить конечности приводила к тому, что ремни еще туже затягивались. Неудивительно, что после такого обращения птица оказалась в плачевном состоянии и с ней пришлось немало повозиться, прежде чем выпустить на волю, потому что вынужденная неподвижность в течение многих недель привела к тому, что птица едва могла летать.

Насест должен быть достаточным по величине, чтобы птица могла удобно разместиться на нем, плотно захватив его пальцами. Лучше всего использовать для этих целей твердые ветки деревьев, о которые птица будет оттачивать клюв и когти. Не рекомендуется укреплять на насестах наждачную бумагу — она может повредить ноги хищника.

Находясь в неволе, птица, особенно когда она встревожена, часто сгибает конечности и растопыривает когти для самозащиты. Каждый, кто не лишен здравого смысла, согласится, что вид у этих когтей довольно устрашающий. Они достаточно прочны и остры, чтобы продрать слой мяса до кости. Вовремя боя птица не пускает в ход клюва, ей вполне хватает когтей. Можно, застав- птицу в благодушном настроении, попытаться взять ее без перчаток, но все же советуем воздержаться от опасных экспериментов. Хищник охотно вспрыгивает на руку в перчатке, если его аккуратно взять сзади за цевку чуть выше пальцев.

Будьте осторожны — не помещайте в одну клетку птиц разных видов: они могут сильно поранить друг друга. Птицы часто вполне мирно сосуществуют рядом в условиях дикой природы, но это ни в коей мере не относится к их соседству в одной клетке. Ворона, ястреб, сова наверняка поранят или даже убьют попавшуюся им менее воинственную птичку, не способную как следует постоять за себя. Никогда не помещайте в одну клетку с хищной птицей другую птицу или зверя, которые являются для него обычным объектом охоты. Не советуем также содержать в одной клетке двух самцов ястребов или сов.

Выпускать хищных птиц на волю лучше всего там, где запрещена охота. Птица наверняка сможет прокормиться, и, если даже она улетит с этого места, полученные ею навыки обитания в дикой природе останутся достаточно сильными, чтобы она смогла защитить себя. Выпускать птиц на волю нужно в ясный погожий день, чтобы им сразу же не пришлось вступать в борьбу со стихией. Естественно, что рыболовов надо выпускать там, где имеется водоем с рыбой. Прекрасным местом для пустельги является открытый луг, где в изобилии водятся сверчки, кузнечики и полевые мыши и т. д. .

Хикман М., Гай М. Уход за дикими пернатыми и пушными.— М.: Лесн. пром-сть.— 87 с.