Размножение ежей

Род: Erinaceus Linnaeus, 1758 = ( Обыкновенные) ежи

Род: Hemiechinus Fitzinger, 1866 = Ушастые ежи

Размножение ежей, уход за ежатами

Хотите больше знать о жизни ежей в природе, об их друзьях и врагах, тогда нажмите здесь: Ежи в природе или читайте: О жизни ежей - научно-популярный очерк

Читать: Содержание ежей

Гон у ежей наблюдается два раза в год. При этом, хотя течка у самки длится 10-14 дней, но только 3 дня она готова к продуктивному спариванию.

Хотя половая зрелость у самок наступает с 2-3 месяцев, но в это время самка еще не готова приступать к размножению и рождению здоровых ежат, т.к сам организм ее еще не окреп и окончательно не сформировался для выполнения такой миссии.

По мнению одних специалистов самку самку лучше вязать в время второй течки в возрасте 6 - 10 месяцев, другие считают наиболее оптимальным время третьей течки, которая наблюдается в возрасте начиная примерно с 10месяцев до 1,5 лет. Самцы могут принимать участие с годовалого возраста, хотя некотрые специалисты называют возраст в 1,5 года.

Самому акту спаривания предшествует процесс ухаживания. И что интересно, что сама самка начинает как бы домогаться ежа. Она подходит к самцу сзади и пытается забираться на него. Такое поведение является сигнал о том, что у самки началась течка.

Самка в течение 5-8 дней гоняет самца, регулярно зажимая его и заползая на него сверху. И когда наконец приходит время спаривания и когда самец сможет её покрыть, самка останавливается, и встает с высоко поднятым хвостиком и замирает. Самец же, после недельного приставания ежихи, резко меняет свое поведение. Он от 30 минут до 2 часов может бодать головой беззащитную самку или просто врезается своими иголками в неё. Сам ка же в этот момент даже не пытается защититься от такого "ухаживания" своего избранника.

Проходит еще немного времени и самец уже начинает танцевать перед самкой издавая пронзительный крик - отдаленно похожей на крик чаек. В перерывах между танцами с песнями он пытается взобраться на неё, и через несколько заходов он все же успевает задержаться на самке. Самка при этом широко раздвигает задние лапки - поднимает высоко зад и хвостик, при этом иголки плотно прижимаются к коже и еж успевает без видимых повреждений оплодотворить самку. Интересно то, что в последние секунды их спаривания, самец соскальзывает со спины самочки и завершает свои действия на боку.

Спаривание происходит только один раз, после чего самец и самка расходятся, покидая друг друга навсегда. Самец не принимает участия в заботе о самке и потомстве. Интересен и факт образования во влагалище самки особой пробки, которая препятствует повторному спариванию самки с другими самцами.

Самка же, забеременев, спустя некоторое время начинает готовить гнездо для будущего потомства. Беременность у ежей длится от 30 до 40 дней.

Рождаются малыши  слепыми и голыми. Иголок как таковых нет, а ежата покрыты плотными волосками, которые спустя несколько часов после рождения постепенно затвердевают. За счет детского пуха они похожи на пушистых комочков.

В возрасте 15-17 дней у малышей открываются глазки, в 3 недели у них уже начинают вылезать из под иголок ушки и они начинают хорошо слышать. Как только у малышей открываются глазки и они начинают видеть, ежата начинают выходить из гнезда, пытаются пробовать взрослую пищу.

К концу третьей недели они повсюду ходят за матерью, учатся у неё, что можно есть, что нельзя. В этот момент нужно быть очень осторожным, чтоб не кормить ежат, а лишь прикармливать.

В это время очень хорошо давать личинок мучного червя и зоофобаса. С месяца начинать прикорм мясом, при этом  фарш нужно предварительно хорошо ошпарить, прежде чем дать ежатам. Лучше прикорм давать с рук, чтобы следить за тем, сколько они поели и заодно таким способом вы приручаете ежат не бояться человека и есть с рук.

С 3 недельного возраста, на одного ежонка в сутки должно приходиться или 2 зоофобаса или по 4-6 мучника, которые распределяются поровну на утреннюю и вечернюю кормежки. С четырех недель количество прикорма должно быть увеличено вдвое.

Самка кормит малышей своим молочко в среднем до 30-35 дней. В месяц ежата по внешнему виду уже совсем напоминают своих родителей.

В этом возрасте ежата начинают есть основательно. До 2-х-3-х месяцев они интенсивно растут. Ежата очень прожорливы, но при этом важно чередовать в их рационе насекомых и мясо. В фарш желательно добавлять тертую морковь и молотую скорлупу куриного яйца. Помните, чем разнообразней и натуральней пища, тем лучше для ежа.

В возрасте 1,5 месяца ежата становятся полностью самостоятельными и их следует рассадить по отдельным клеткам. В первую очередь следует разделить самцов и самок.

Следите за питанием ежат и не перекармливайте их, это может отразиться особенно на их печени  и суставах. С 2,5 месяцев, когда ежата уже набрали свои 250 гр., их можно полностью переводить на взрослый рацион.