Аборигены: языки, первые европейцы, образ жизни. Аборигены Австралии. Население (народы) Земли.

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Австралийские аборигены: история народа

Австралиец за изготовлением каменного орудия.
  • Столь же интересными и сложными оказались и языки пятого материка. А ведь полагали, что австралийцы обходятся несколькими сотнями слов! Словари наиболее изученных австралийских языков включают несколько тысяч слов, не считая многочисленных форм, которые образуют склонения и спряжения частей речи. Причём в этой области языки пятого континента бывают намного сложней любого европейского языка. Есть язык, где число форм одного глагола может доходить до девятисот. Сложность языка говорит о высокой культуре народа, свидетельствуя, что далеко не всегда он был таким диким.

    Интересные данные принесли и раскопки на острове Тасмания. Хозяйство тасманийских аборигенов считается менее развитым, чем австралийских. Однако и здесь археологические раскопки приносят интересные открытия. В верхних (молодых) археологических слоях не были обнаружены останки рыб, о чём говорят и наблюдения современников в прошлом столетии. Но в последующих (более древних) слоях рыбьи кости попадались часто. Предки аборигенов по прибытии в Тасманию… ловили рыбу и употребляли её в пищу, но в последующее время прекратили это занятие.

    Абориген с копьем

    Находят и остатки ирригационных сооружений древних аборигенов, которые были почему-то заброшены в последующее поколение. Показана и деградация духовных представлений у австралийцев от древности к XVIII веку. Крупных раскопок в Австралии пока ещё не проводилось, но даже на сегодняшний день установлено, что в древности австралийцы стояли на значительно более высокой ступени развития, а потом в силу каких-то причин наступил регресс в их развитии, приведший их к моменту прихода европейцев в полуживотное состояние. Именно уже к приходу европейцев, ибо очень часто принято думать, что это европейские колонизаторы остановили развитие аборигенов. Но эта точка зрения не имеет никакой научной основы. Ибо уже к приходу первых европейских кораблей племена австралийцев деградировали, влача полуживотный образ жизни.

    Капитан Джеймс Кук описывает, что когда его судно “Индевор” подошло 22 апреля 1770 года к побережью Австралии, то они увидели на берегу совершенно голых людей. Когда же 29 апреля произошла высадка, то путешественники констатировали, что более низкой культуры они никогда ещё не встречали. Даже к европейским изделиям, всегда привлекавшим островитян, австралийские аборигены были совершенно равнодушны. Они просто не знали для чего нужны эти различные предметы обихода, а использование украшений было также для них чуждым.

    Основу их религии составлял тотемизм, т.е., вера в сверхъестественную связь, существующую, якобы, между группой людей и группой материальных предметов (чаще животных). Тотем — это предок рода, его охранитель, с которым существует, якобы, таинственная магическая связь. Более того, человек — это воплощение тотема. При этом само обожествление тотема отсутствует. Тотемами у различных австралийских племён были: кенгуру, опоссум, дикая собака, змея, летучая мышь, личинки насекомых и т.д. У племён, которые считают то или иное животное своим тотемом, запрещается его убивать и употреблять в пищу.

    С культом тотемов тесно связана и вера в силу чурингов — особые священные предметы из камня или дерева со схематическими надписями или рисунками. Чуринги обладают так же таинственной связью с тотемом, который через них хранит своё племя. “Чуринга — это живое существо. Это совсем не кусок дерева или камня, это нечто совсем иное. Чуринга интимно связана с предком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можно успокаивать, поглаживая чурингу рукой” . У австралийских аборигенов не было храмов. Вместо этого у них были особые священные тотемические центры, которыми могли быть определённые скалы, ущелья или деревья. Возле них или в них самих были сделаны особые тайники, в которых хранились чуринги. Там же совершались магические тотемические ритуалы.

    Тотемизм вскармливал в людях суеверия. Исследователи отмечают, что австралийские аборигены являлись одним из самых суеверных народов, приписывающих всё плохое, происходящее в жизни, порче. “Даже если смерть произошла от очевидной причины (например, человека придавило деревом), они всё равно считают, что настоящий виновник несчастья — какой-нибудь тайный враг. Поэтому у австралийцев был обычай после всякой смерти устраивать особые гадания, чтобы узнать, в каком селении живёт враг, околдовавший умершего. И тогда к этому племени посылался отряд мстителей, убивавший предполагаемого виновника или кого-то из его сородичей… Вера в силу порчи была так сильна, что жертва порчи [найдя у себя орудия колдовства] сразу теряла дух, впадала в апатию и вскоре умирала!”. У некоторых племён были специальные колдуны раггалки и мулунгувы, занимающиеся вредоносной магией.

    Весьма большой властью обладали шаманы, действовавшие под влиянием духов, которые вселялись в них. Более того, как рассказывают сами австралийцы “ирунштариния”, дух-покровитель, являясь избраннику, вынимает внутренние органы у посвящаемого и заменяет другими. Человек чувствует полное перерождение всего своего тела и духа.

    Таким образом основой веры была магия, а религиозные ритуалы представляли собой вступления в контакт со злыми духами. У тасманийцев (родственников австралийцев) был даже особый ночной злой дух Наима или Раэго-Раппер, которому они приписывали все свои несчастья. Обряды отличались большой жестокостью. Так, обряд инициации (т.е. вступления мальчиков во взрослый возраст) сопровождался особым мучительным испытанием… нанесением порезов на теле (рубцы оставались на всю жизнь), выбивание переднего зуба, выщипывание волос… даже поджаривание на костре.

    Мир воспринимался “магическим человеком” как законченное материально-духовное целое, как непрерывный круговорот богов и людей, живых существ и стихий, как своеобразная иерархия духов, людей и бессловесных. В своих обрядах человек имитировал жизнь природы, как бы участвуя в её процессах: через тотемизм он роднился с миром живых тварей. Аборигены всегда точно представляли себе, какие пригодные в пищу растения и каких животных они могут найти в то или иное время года. Однако эти знания носили статический характер: после того, как они однажды получили их от старших, субъективно уже не было места для накопления новых знаний. Они считали себя слитыми со своей землёй и с природой, и не имели никакого представления о прогрессивных изменениях.

    Почему плотность населения оставалась столь низкой? Дело в том, что у аборигенов Австралии был распространён, так называемый полигинно-геронтократический брак. Своё название он получил от того, что старики женились одновременно на многих юных девушках [38]. Старики были старейшинами племён, обладая над соплеменниками неограниченной властью, используя её в частности и на то, чтобы удовлетворять свои плотские желания. Поэтому старики-правители забирали себе всех молодых и красивых девушек брачного возраста. В то время, как взрослым мужчинам оставались лишь старые и больные, не могущие оставить потомства.

    Первые документально зафиксированные контакты европейцев с австралийскими аборигенами относятся к 1605 году. В этом году голландский корабль “Дейфкен” под командованием Виллема Янсзона (Янца), вышедший из Бантама (остров Ява), неожиданно для себя наткнулся на какую-то землю, оказавшуюся западным берегом современного полуострова Кейп-Йорк. В заливе Альбатросс (12°30'ю.ш.) произошло первое знакомство с аборигенами, которые произвели на голландцев впечатление “диких, свирепых черных варваров”, которое закончилось стычкой, в ходе которой погибло несколько человек с обеих сторон.

    Следующим европейцем, вступившим на австралийский континент, был так же голландский капитан Хендрик Броувер (1611 год), затем в 1616 году северо-западный мыс материка обследовал капитан Дирк Хартог, в 1618 году — Фредерик Хаутман. В 1623 году на судах “Арнеме” и “Пера” австралийские земли исследовал Ян Карстенс.

    Более систематизированное исследование Австралии провёл голландец Абель Янсзон Тасман, совершивший в 1640-х годах исследование её берегов. Тасман дал этой земле (современной Австралии) имя Новая Голландия, которое сохранялось за ней вплоть до 1814 года. После Тасмана континент посетили в 1688 и 1699 гг. суда английского пирата Уильяма Дампира. Именно он нам оставил одно из первых описаний аборигенов.

    “Годмадоды (мифическая раса), — также были жалким народом, но их можно назвать джентльменами по сравнению с туземцами, так как последние не имеют домов и одежды из коры, овец, птицы, корнеплодов, страусовых яиц… и несмотря на человеческий облик они мало чем отличаются от животных. Все они высокого роста и худы… У них большие головы, покатые лбы и густые брови. Их веки всегда полуприкрыты, чтобы оберегать глаза от мух… У них большие, утолщённые носы, красные полные губы и широкие рты. Два передних зуба верхней челюсти отсутствуют у всех — мужчин и женщин, молодых и стариков… Лица удлинённые, выглядят очень неприятно… Они не носят никакого платья. Лишь кусок древесной коры, обернутой вокруг талии в виде пояса, да пучок длинной травы или маленькие, покрытые зелеными листьями ветки, загнутые за пояс, прикрывают их наготу”.

    Следующий контакт с аборигенами имел знаменитый английский путешественник Джеймс Кук, пробывший у австралийских берегов с июня до 6 августа 1770 года. После этого в 1788 году английский флот высадился в Порт-Джексоне (Сидней), с целью основать колонию для преступников...

    Читать сначала: Австралийские аборигены: история народа

    Источник: http://nauka.bible.com.ua/kann/kann2-01.htm

  • РАЗДЕЛЫ
    САЙТА