Группа крови неандертальцев. Неандертальцы, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Группа крови неандертальцев

Группа крови неандертальцев

Проживавшие на Пиренейском полуострове неандертальцы были идеальными донорами. Они обладали I группой крови. Анализ ДНК двух мужчин, живших 43 тыс. лет назад, показал отсутствие сахаров, что делало неандертальцев устойчивыми ко многим болезням.

Команде испанских исследователей из Института эволюционной биологии CSIC и Национального музея естественных наук удалось узнать группу крови двух неандертальцев-мужчин, чьи кости нашли в астурийской пещере Эль Сидрон (Испания). Там они пролежали 43 тыс. лет, сообщает испанская газета El Mundo.

Биолог Карлес Лалуэса вместе со своим коллегой Антонио Росасом выделил из цепочки ДНК гены, которые ответственны за группы крови. У человека бывает четыре группы крови: A, B, AB и 0 (первая).

Оба неандертальца из Эль Сидрона обладали первой (нулевой) группой крови. Она и сегодня очень распространена на Пиренейском полуострове и наиболее универсальна — кровь такого типа можно переливать всем людям. Лалуэса отметил еще одну очень важную ее характеристику: «Нулевая группа не переносит сахаров, то есть не имеет их в мембранах эритроцитов. Люди с такой группой крови обладают иммунитетом к вирусу малярии — он не может внедриться в клетки крови, так как их просто не распознает», — рассказал биолог из CSIC.

Лалуэса предполагает, что малярия и похожие болезни возникли уже после того, как неандертальцы вымерли, — возможно, это произошло в неолитическую революцию, к началу занятий земледелием. Homo neanderthalensis вымер 30 тыс. лет назад. Переход к производящему хозяйству начался около 10 тыс. лет назад.

«Изучение эволюции групп крови у вымерших видов очень помогает понять, как происходил естественный отбор у гоминидов», — отметил Росас. «Мы пытаемся создать более реалистический облик неандертальцев и реконструировать их личность, а не только изучить кости», — добавил Лалуэса.

Ранее палеонтологи выяснили, что неандертальцы любили поболтать, а многие из них щеголяли рыжими волосами.

Первокровь

Лалуэса считает, что первая группа крови появилась от 6 до 0,5 млн лет назад. Именно в это время первые гоминиды откололись от приматов и произошли генетические мутации, которые привели к появлению общего для Homo sapiens и неандертальца предка, который возник в Африке.

По словам Лалуэсы, установление группы крови иберийских неандертальцев ставит очень много вопросов. Неизвестно, как Homo neanderthalensis приобрел первую группу — случайно или путем естественного отбора. Сомнительно, чтобы она была и у всех остальных неандертальцев. Возможно, у остальных ископаемых видов людей обнаружатся A¹, A² или B.

Возможно, эти тайны будут раскрыты через несколько месяцев, когда биологи со всего мира подведут итоги работы по проекту «Геном неандертальца», который возглавляет Сванте Паабо из немецкого Института Макса Планка. Сотрудникам CSIC в этом проекте выпала важная функция. Они исследовали кости из Эль Сидрона. Эта пещера ценна для палеонтологов тем, что найденные в ней образцы не «загрязнены» — в них нет ДНК современного человека.