Неандертальцы и охота, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Неандертальцы открыли охотничий сезон

Читать дополнительно: Современные находки предков людей

Читать очерки о неандертальцах: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Популярный очерк: Конкуренты из Неандерталя;

Неандертальцы, жившие в Гибралтарских пещерах 30 тысяч лет назад, охотились на дельфинов и тюленей. Более того, они знали, когда приходит пора охотиться, да и в других навыках, похоже, ничем не уступали нашим прямым предкам.

Ответа на вопрос «Отчего вымерли неандертальцы?» постоянно ждут от исследователей. Во многом и потому, что ученые сами его регулярно поднимают.

Ранее считалось, что неандерталец – грубо слепленный, коренастый обитатель Европы – был просто эволюционно менее приспособлен и уступал человеку современного типа во всем: в проведении охоты, в собирательстве и изготовлении каменных орудий, в ведении коллективного хозяйства и так далее. Потому человек современного типа, грубо говоря, Homo sapiens v2.0, предки которого покинули Африку гораздо позже предков человека неандертальского, после нескольких тысячелетий сожительства в Европе легко вытеснил неотесанного соседа, когда ему это стало необходимо.

Однако археологические находки последних лет от публикации к публикации заставляют пересматривать концепцию адаптационной отсталости неандертальца от наших прямых предков. Неандертальцы обладали собственной культурой и, возможно, могли говорить, как современные люди. А не так давно учёные обнаружили древние орудия неандертальского труда, ничем не уступающие по качеству кроманьонским.

Кроме того, изучение строения тела неандертальцев показало, что они так же, как и современные люди, умели охотиться на крупных животных и пользовались копьями как колющими предметами, а не метательными снарядами, что говорит о более сложных и совершенных методах охоты наших двоюродных братьев, чем считалось прежде.

Новая статья испанских и британских антропологов, опубликованная в Proceedings of the National Academy of Sciences, показывает, что неандертальцы, населявшие пещеры Гибралтара еще 30 тысяч лет назад, ничуть не уступали современному человеку в ведении хозяйства и охоты.

Авторы открытия изрядно покопались в грунте пещер Авангард и Горхэма на восточном побережье Гибралтарского скалистого полуострова, отделенного от воды Губернаторским пляжем.

Пиренейский полуостров и примыкающий к нему Гибралтар были одними из последних убежищ неандертальцев, и 28 тысячелетий назад они здесь ещё вовсю хозяйничали. Иоланда Фернандес-Хальво, Кристофер Стрингер и Клайв Финлэйсон, а также их многочисленные сотрудники откопали в пещере более 1300 различных фрагментов останков животных и сотни раковин моллюсков из различных стратиграфических слоев.

Самые нижние слои несли в себе останки крупных животных и орудия труда, принадлежащие мустьерской культуре, – характерные признаки присутствия здесь неандертальского человека. Более поздние слои осадочных пород выявили раковины и кости, а также орудия, которыми обращались люди современного типа, населявшие Европу в позднем каменном веке.

Самое важное открытие, по мнению самих ученых, состоит в том, что останки морских млекопитающих и рыб и раковины моллюсков встречаются здесь как в слоях, относящихся к проживанию в пещерах современного человека, так и к эпохе неандертальцев.

Причем большая их часть несет на себе следы порезов и ударов, а также признаки обработки добытой пищи на огне или действий по удалению костного мозга.

Сами по себе кости карасей, челюсти тюленей и раковины устриц в пещерах неандертальцев – находки, возможно, не такие и удивительные. Ведь и куда более примитивные предки людей, жившие в районе южноафриканского мыса Пиннакл ещё 165 тысяч лет назад, также употребляли в пищу морепродукты.

Однако учёные обратили внимание на то, что большинство морских млекопитающих – дельфинов и тюленей – доставшихся обитателям пещер, были молодыми, еще не окрепшими особями.

Это означает, что неандертальцы (и сменившие их люди современного типа) знали сезонную охоту.

Они отлично понимали, когда наступает сезон и млекопитающих может выбросить к берегу, а также когда на берегу начинает гнездиться легкодоступный молодняк ластоногих.

При этом неандертальцы здесь не гнушались и традиционной охоты на разных сухопутных животных – от кроликов до оленей и носорогов. В пищу шла даже мелкая дичь, требовавшая особо тщательной обработки.

Потому четыре типа ведения хозяйства, ранее считавшиеся исключительно прерогативой людей современного типа – использование широкого набора природных ресурсов и источников пищи, которые доступны на данной территории, использование в пищу морских обитателей, обработка и употребление мелкой по размерам дичи и сезонная охота – были знакомы и неандертальцам.

И это заставляет задуматься. Даже если приход современного человека в Европу сорок тысячелетий назад и ознаменовался революцией в материальной культуре, методах охоты и обработки природных ресурсов, данная находка показывает, что еще за четыре тысячи лет до своего исчезновения неандертальцы ничем не уступали своим конкурентам. Более разрозненные и менее очевидные подобные находки ученые встречали на побережье Испании и раньше, однако только теперь удалось собрать достаточное количество доказательств.

Возможно, мы так никогда и не узнаем причины, по которой неандертальцы прекратили свое шествие по планете, пока с горечью не смиримся с осознанием того, что коренастые косматые первооткрыватели Европы подверглись геноциду со стороны своего более многочисленного соседа кроманьонца. Так или иначе, именно мы теперь можем рассуждать о ловкости и умелости неандертальца, снисходительно сравнивая его с кроманьонцами, а не наоборот.