Гейдельбергский человек: Ритуалы питекантропов? Неандертальцы, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Гейдельбергский человек: Ритуалы питекантропов?

ФотоРитуалы питекантропов?

В Испании рядом с останками трех десятков тел гоминидов (Homo heidelbergensis), возраст которых составляет 350 тысяч лет, найдено каменное орудие. Речь идет о самом древнем захоронении из обнаруженных когда-либо в мире, пишет сегодня Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru).

До сих пор такая практика погребения прослеживалась лишь начиная с 100 тысяч лет до нашей эры. Отчет об этой важной находке опубликован в майском номере французского журнала L'Anthropologie, которым руководит Анри де Люмлей, профессор из парижского Национального музея естественной истории, директор Института человеческой палеонтологии. На коллоквиуме, собравшемся по этому поводу в январе в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк), никто не оспаривал выводов, сделанных испанскими учеными. Благодаря им появление у предков человека метафизической тоски, связанной со смертью, и зарождение религиозной мысли "отодвигаются" на 250 тысяч лет назад.

Великолепный бифас (орудие, заостренное с двух сторон) из розового кварцита длиной около 15 см, возраст которого составляет 350 тысяч лет, профессора Эдуальд Карбонель-и-Рура, Хуан-Луис Арсуага и Хосе-Мария Бермудес де Кастро нашли в симе Лос-Уэсос - 15-метровом карстовом провале, расположенном в 400 метрах от входа в пещеру Куэва-Майор (нагорье Сьерра-Атапуэрка). Знаменитые археологические раскопы Сьерры-Атапуэрки, расположенные в 15 км от города Бургос (провинция Леон-Кастилия), известны своим богатством. Так, в слое раскопа Гран-Долина, возраст которого составляет 850 тысяч лет, в 1994 году были обнаружены останки Homo antecessor - гоминида, считающегося общим предком неандертальца и его близкого родственника Homo sapiens.

"Этим бифасом никогда не пользовались, - утверждает Анри де Люмлей, профессор парижского Национального музея естественной истории. - Своей правильной формой, ретушью на краях он является воплощением гармонии, симметрии и склонности к хорошо выполненной работе. Это настоящий шедевр, который мог бы украсить ювелирный магазин на Вандомской площади". Он выглядит настолько сказочно, что ученые тут же окрестили его "Эскалибуром" - по имени меча чародея Мерлина, добавляет Анри де Люмлей.

Этот великолепный предмет лежал на дне пропасти среди 3500 фрагментов останков, принадлежащих 32 индивидам. Состояние, в котором были найдены кости, говорит о том, что эти существа не были брошены в провал живыми: речь шла именно о покойниках, утверждают испанские ученые. С их выводом в данном случае согласны специалисты из разных стран, участвовавшие в коллоквиуме, который состоялся в январе этого года в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.

Твердея после смерти, плоть и кожа защищают кости от разрушения. Недавно соответствующие эксперименты были проведены судебными медиками. При падении машины с большой высоты кости человека ломаются. Однако, если в автомобиле, падающем в пропасть, находится труп, его кости остаются целыми.

Обследование останков, найденных в провале, говорит о том, что возраст покойных соответствует кривой смертности предков человека в ту эпоху. Многие останки принадлежат индивидам в возрасте от 8 до 10 лет, а также от 18 до 25 лет; мало кто из них был старше 30 лет. Значительную часть составляют индивиды женского пола в возрасте 15-16 лет (времени первых родов). Ученые не нашли костей какого-либо крупного травоядного животного - это указывало бы на то, что место было обитаемым. Рядом с останками не было обнаружено никакого другого орудия, кроме упомянутого бифаса. Это доказывает, что гоминиды явно изготовили данное орудие из камня, за которым они отправились за 30 километров от этого места, чтобы подарить его умершим, считают авторы исследования.

Ученые утверждают, что речь идет о ритуале, совершенном над умершими, что говорит о зарождении символической мысли. Если эта гипотеза подтвердится, значит, абстрактное мышление зародилось в гораздо более древние времена, чем считалось до сих пор.

В 70-х годах Анри де Люмлей обнаружил в пещере Кон-де-л'Араго близ Тотавеля (Восточные Пиренеи) кости предков человека, возможно, указывающие на совершение некоего ритуала в еще более раннюю эпоху: возраст останков составлял 450 тысяч лет до нашей эры. Расчленение тел (череп, нижняя челюсть и берцовая кость) могло свидетельствовать о ритуальном каннибализме, не уважающем целостности тела покойного, - в отличие от испанской находки