Проблемы и загадки истории человека. Происхождение человека. Неандертальцы, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Проблемы и загадки истории человека

НЕМЕЦКИМ АРХЕОЛОГОМ ПОСТАВЛЕНА ПОД СОМНЕНИЕ ШКАЛА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Наши древнейшие предки перешли от охоты и собирательства к оседлой жизни на 400 тысяч лет раньше, чем считалось, заявляет противоречивое исследование.

Принятая шкала эволюции человека поставлена под сомнение немецким археологом, который заявляет, что нашел доказательства того, что Homo erectus – древний предок человека, который мигрировал из Африки в Азию и Европу, – начал жить оседлыми группами задолго до принятого периода в 10 тысяч лет назад.

Момент возникновения поселений является первым критическим этапом в развитии человеческой культуры.

Хельмут Цигерт из Института археологии Гамбургского университета говорит, что доказательства могут быть найдены на древних стоянках человека в Северной и Восточной Африке, в останках каменных жилищ и инструментов, созданных прямоходящим человеком для ловли рыбы и разделки мяса.

Профессор Цигерт утверждает, что тысячи ножей, скребков, каменных топоров и других инструментов, найденных на таких стоянках, как Будринна на берегу исчезнувшего озера Феззан на юге Ливии и Мелка-Контуре вдоль реки Эвош в Эфиопии, предоставляют доказательства существования организованных сообществ.

Он считает, что такие стоянки служили местом поселения от 40 до 50 человек, которые использовали изобильные водные ресурсы, обеспечивавшие им постоянный урожай.

Для нашего понимания эволюции человека – и начала нашего социального и интеллектуального развития – это "полный и ошеломительный сдвиг", говорит он.

Для сбора доказательств профессор Цигерт использовал методы калий-аргоновой датировки, стратиграфии и типологии инструментов. Он опубликует результаты своего исследования в этом месяце в археологическом журнале "Минерва".

Новости о его исследовании разделили научный мир на две части.

Шон Кингсли, археолог и управляющий редактор "Минервы", сказал: "Это исследование не что иное, как квантовый скачок в нашем понимании интеллектуальной и социальной истории человечества. Для археологии это так же важно, как если бы на Марсе была обнаружена жизнь".

"Как ветеран более 80 археологических экспедиций Цигерт в высшей степени осторожен в своих научных выводах, что делает его нынешнее открытие тем более будоражащим".

Однако остальные далеко не столь убеждены. Поль Петит, старший научный сотрудник отдела палеолитической археологии Шеффилдского университета, говорит: "Действительно ли это остатки жилищ, а не просто природное явление? Действительно ли им 400 тысяч лет, или они гораздо современнее? Возникновение, возраст и значимость этих мест все еще под сомнением".

Он говорит, что Homo erectus очень активно перемещался в процессе охоты, что человеческие останки могут скопиться в одном месте по целому ряду причин и что доказательства, которые будут опубликованы в "Минерве", не указывают на то, что в этих местах существовало постоянное поселение людей.

Так же скептично высказался археолог Пол Бан, специалист по палеолиту. Хотя он считает, что Homo erectus был достаточно развит и мог создавать прочные сооружения, время от времени объединяясь в большие группы с себе подобными, он все же придерживается традиционного мнения об образовании этих стоянок.

Он говорит: "Homo erectus могли оставаться там несколько дней. Они могли иметь при себе орудия труда. В итоге они там неизбежно скапливались. Если охотники-собиратели не находили скалу или пещеру, чтобы в ней спрятаться, разумно предположить, что они могли построить себе укрытие на несколько дней или на сезон. То обстоятельство, что они строили его из камня, не означает, что это были постоянные поселения".

Ник Бартон, специалист по палеолиту из Института археологии в Оксфорде, говорит: "Несомненных доказательств датировки представлено не было, за исключением тех, что основаны на типологии артефактов. Вполне может быть, что исследованные места представляют собой палимпсест, охватывающий периоды палеолита и неолита".

Homo erectus – вид, существование которого признано с XIX века, – жил в период от 1,6 млн до 200 тысяч лет назад на территории от Африки и Азии до отдельных районов Европы. Большая часть анатомических отличий Homo erectus от Homo sapiens относится к форме черепа и зубов: первый отличался выдающейся вперед лобной костью, широким носом и крупными зубами.

Профессор Цигерт говорит: "Первая археологическая революция на самом деле не та, которая была совершена не современными в плане анатомии людьми в период неолита, и не технологическая и культурная революция верхнего палеолита, но революция, совершенная Homo erectus, прямоходящим человеком, совершенно другим видом из числа наших предков, который дал толчок изменениям на заре человечества".

После нескольких десятилетий археологических исследований профессор Цигерт убежден, что будущие открытия подтвердят его выводы. Под его руководством Гамбургский университет подготовил новую программу раскопок в Будринне и Мелка-Контуре на следующие четыре года.

Источник: Inopressa.ru