Неандертальцы во Франции, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Неандертальцы

Читать очерки о неандертальцах: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Популярный очерк: Конкуренты из Неандерталя

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ МЫ, ПРОСТИТЕ!

Среди "почти людей" были свои интеллигенты

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Слово "неандерталец" перекочевало из антропологии в обиходный язык буквально на следующий же день после того, как в 1856 году в Германии в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа были впервые обнаружены останки этого "почти человека". Этим словом стали награждать людей злых, жестоких, бессердечных и тупых. Но недаром сказано - не обобщайте! По одной паршивой овце нельзя судить обо всем стаде.

Недавно вышла в свет очередная книга "Записок" Национальной академии наук США. В ней помещены итоги исследования, проведенного группой антропологов и археологов во главе с профессором Цюрихского университета Кристофом Уолликофером. Это исследование показало, что неандертальцы, перефразируя Маяковского, бывали разные - некоторые жестокие, некоторые куртуазные, что эти homo sapiens во всяком случае были не менее разумными и нежными, чем "ранние современные люди". Им было не чуждо чувство сострадания, забота о ближнем, так сказать, об униженных и оскорбленных неандертальцах.

К таким сногсшибательным выводам ученые пришли после досконального исследования скелета неандертальца, жившего приблизительно 36 тысяч лет тому назад. Он был обнаружен еще в 1979 году вблизи французской деревни Сен-Сезар, давшей ему свое имя. По итогам первоначального изучения останков этого "французского" неандертальца был сделан ошибочный вывод о том, что его череп раскроился под бременем тысячелетий естественным образом. Однако дальнейшие исследования с применением компьютеризированной томографии и "виртуальной реконструкции", тоже на компьютере, дали совершенно иные результаты.

Выяснилось, что повреждение черепа неандертальца было результатом "прямой и тяжелой травмы": пролом на макушке длиной три дюйма образовался не от удара брошенного камня, не в результате падения или иного несчастного случая. По мнению ученых, травма их неандертальцу была нанесена умышленно, по-видимому охотничьим оружием, обращенным в просто оружие, что свидетельствует об ассоциативном и сознательном мышлении, в котором наука раньше отказывала неандертальцам.

Согласно гипотезе ученых, сен-сезарский человек был атакован кем-нибудь из его кочующей стаи. (Неандертальцы той эпохи бродили по Франции.) По версии палеонтолога Вашингтонского университета в Сэйнт-Луисе Эрика Тринкауса, "скорее всего имело место эмоциональное нападение со стороны кого-то, кто знал свою жертву". Даже все трюки компьютерной виртуальности не помогли ученым определить, что же не поделили нападавший и его жертва - женщину, пищу или власть? Тем не менее они считают, что "получили первое прямое доказательство того, что неандертальцы применяли искусственные орудия в межличностном насилии". И то хлеб.

Итак, один неандерталец треснул другого неандертальца по кумполу и раскроил ему череп. Каким же образом эта тривиальная история свидетельствует о гуманном характере неандертальцев? - может спросить читатель. Ведь, скорее, она подтверждает тот смысл, который мы обычно вкладываем в слово "неандерталец". Но не судите скоропалительно и судимы не будете. Слушайте дальше.

Жертва, которой было во время нанесения удара около двадцати лет, несомненно потеряла сознание после удара и должна была умереть от обильной потери крови. Но этого не произошло. Профессор Уолликофер пишет: "Я вполне уверен, что нашему неандертальцу была оказана помощь. Кто-то остановил кровотечение и оттащил его на место, где тот мог спокойно прийти в себя и подлечиться". Ученые пришли к такому выводу, установив, что неандерталец умер не от травмы головы, а естественным образом через несколько лет после схватки или нападения.

Версия ученых совпадает с другими данными о том, как жили и умирали неандертальцы. Предметы, найденные в Сен-Сезаре, ясно указывают на то, что они пользовались орудиями для охоты и приготовления пищи. Ракушки, рассыпанные в пещерах (Сен-Сезар находится в однодневном переходе от Атлантического океана), говорят о существовании у неандертальцев "намеренного, даже ритуального обряда погребения". Останки других неандертальцев, страдавших артритами и другими видами заболеваний, имевших переломы костей и другие травмы, показывают, что эти несчастные нередко выживали и достигали сорокалетнего возраста, что тогда равнялось глубокой старости. В свою очередь, это свидетельствует о том, что кто-то из их племен заботился о них. Неандертальцы, считает доктор Тринкаус, имели "достаточную социальную изощренность для того, чтобы заботиться о беспомощных и немощных и, что куда более удивительно, мотивацию для подобных действий. Возможно, старики служили хранителями знаний".

Образ неандертальцев, имевших некие зачатки социальных структур, заставил ученых по-новому взглянуть на их связь с современным человеком. Неандертальцы жили в Европе и Западной Азии приблизительно от 300 тысяч до 28 тысяч лет назад. Великой тайной было, почему они исчезли. Были ли они уничтожены современным человеком, который появился в Европе 40 тысяч лет назад, или они стали "жертвами невинной конкуренции"? По мнению ученого Чжао Цихоа из Лиссабонского института археологии, современный человек оказался более искусным охотником и более хорошо организованным. Он вытеснил неандертальцев из зон большой охоты. К тому же он размножался быстрее и превзошел неандертальцев по количеству. Но последние не исчезли полностью. Доктор Цихоа и его коллеги обнаружили в 1998 году в пещерах Португалии скелет мальчика, жившего 24 500 лет назад, он был гибридом неандертальца и современного человека. Как видим, даже в глубине тысячелетий любви все племена были покорны.

Новые исследования антропологов и археологов, конечно, еще не дают нам оснований восклицать наподобие горьковского Сатина: "Неандерталец - это звучит гордо!". Однако, с другой стороны, мазать всех неандертальцев одним миром тоже не стоит. Тем более что так называемый современный человек далеко перещеголял их по линии жестокости. Для того, чтобы убедиться в этом, можно не заглядывать в "Записки" Национальной академии наук США. Достаточно оглядеться вокруг.