Размеры Вселенной. Солнечная система. Планеты. Природа Земли. Загадки. Тайны

Размеры Вселенной подсчитаны?

Астрофизик Нейл Корниш (Neil Cornish) из университета Монтаны (Montana State University) и его коллеги объявили о новой оценке диаметра Вселенной — 156 миллиардов световых лет. В своей новой работе группа астрофизиков проводила детальный анализ тонких колебаний в космическом микроволновом фоне, который несёт информацию о структуре Вселенной. Главной целью было обнаружение признаков существования так называемой "комнаты зеркал". Это аналогия, объясняющая одну из гипотез строения Вселенной. По современным космологическим представлениям Вселенная имеет конечные размеры, при этом пространство в ней может быть замкнуто таким образом, что свет, пробежав её всю — возвращается к точке старта, наподобие луча, обегающего комнату, полную зеркал. Если это было бы так, а Вселенная одновременно была бы в возрасте всего 4 миллиарда лет, то мы, создав достаточно сильный телескоп, смогли бы разглядеть на другом конце Вселенной свою собственную Землю, только молодую, едва-едва родившуюся. Но Вселенная намного старше, ей 14,7 миллиардов лет...

И впрямую обнаружить этот возврат лучей "по кругу" нереально. Однако эффект можно обнаружить косвенно, по особенностям микроволнового фона. Необходимые "следы" найдены не были, но, по мнению американских учёных, это не исключает эффект зеркал, а лишь снижает вероятность того, что он действительно существует. Означает ли это, что Вселенная бесконечна? Вовсе нет. Просто этот вопрос остаётся открытым, полагает профессор Корниш. Зато новое исследование позволило уточнить диаметр Вселенной (если наши представления о ней не ошибочны в корне). Он составляет 156 миллиардов световых лет.

Планеты Солнечной системы

Самой большой планетой Солнечной системы и наиболее массивной из них является Юпитер. Его экваториальный диаметр равен 143884 км, что в 11,209 раз превышает диаметр Земли и составляет 0,103 диаметра Солнца. Форма Юпитера не совсем сферическая, поскольку планета состоит из газа и жидкости и быстро вращается. Полярный диаметр Юпитера равен 133708 км. По объему Юпитер эквивалентен 1319 объемам Земли.

Масса Юпитера в 318 раз превышает массу Земли и в 2,5 раза больше массы всех остальных планет, вместе взятых. Для того, чтобы образовалась масса, равная массе Солнца, потребуется 1047 таких планет, как Юпитер.

Экваториальный диаметр следующей самой большой планеты, Сатурна, составляет 0,84 диаметра Юпитера, а его масса равна 0,30 массы самой большой планеты. Как Юпитер, так и Сатурн смогли достичь столь больших размеров потому, что они формировались в ранний период развития Солнечной системы в таком месте, где можно было собрать большое количества газа солнечной туманности.

Самый маленький объект со статусом большой планеты в Солнечной системе - Плутон. Его диаметр равен всего 2324 км, - почти таков же размер континентальой части Соединенных Штатов Америки с севера на юг. Однако это больше чем в четыре раза превышает размер самого большого астероида (Церера(1)).

Начиная с 1992 г., было открыто более 50 тел меньше Плутона, также вращающихся вокруг Солнца за орбитой Нептуна, в области, известной как пояс Койпера. Из всех ледяных планетоподобных тел, оставшихся от ранней стадии образования планетарной системы Солнца, Плутон, как кажется, представляет собой самое большое тело. Плутон не был выброшен в удаленное от Солнца облако Оорта, потому что попал в резонанс с Нептуном: за каждые три оборота Нептуна вокруг Солнца Плутон совершает ровно два. Это означает, что Плутон никогда не приблизится к Нептуну настолько близко, чтобы уступить гравитационному тяготению своего намного более массивного соседа.

Читать дальше: Планеты...