Древний Египет. История и обычаи. Погибшие цивилизации

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Древний Египет

Фото

Читать дополнительно:* Погибшие цивилизации...

* Пирамиды Египта

После объединения Верхнего и Нижнего Египта страна была разделена на политические округа — номы (греческий термин). Каждый ном соответствовал старой традиционной административной единице, им управлял губернатор, или номарх. Под началом номарха находился хорошо организованный бюрократический аппарат, следивший за рытьем каналов, сбором налогов и другими местными делами. Границы номов пересматривались так, чтобы они отвечали потребностям развивавшихся систем ирригации и мелиорации и сельского хозяйства, а также политическим требованиям момента. В Древнем царстве было 38, а позднее 44 нома.

Фото

В Древнем царстве не было большого постоянного войска. Когда возникала необходимость, губернаторы проводили мобилизацию местных жителей. Небольшие постоянные воинские отряды обычно использовались в мирных целях — на общественных работах и в торговле. Новое царство было эрой профессиональной военщины, которая вела имперские завоевания с солдатами — местными и иностранными — обращались хорошо, их вознаграждали военными трофеями и освобождали от уплаты налогов. Они превратились в привилегированный класс землевладельцев, который стал одним из оплотов Нового царства. К этому времени армия делилась на две части (в нее входили и многие африканцы с юга страны) — на пехоту и более привилегированную группу возничих; офицерам возничих присваивался чин королевских писцов. Пехота состояла в основном из египтян, избравших своей профессией военную службу, и пленных, превратившихся в наемников. К концу XVIII династии могущественная армия посадила на трон своих лидеров, и с этого времени цари, как потомки солдат, не доверяли больше ни аристократам, ни своим собственным войскам.

Роль жрецов представляют обычно неверно. Они были не духовными лидерами, а «божьими слугами». Они составляли штат храмов; в их обязанность входил уход за алтарем, где, как полагали, обитают божества, и ежедневное совершение храмовых обрядов. Обряд рассматривался как чрезвычайно важное практическое мероприятие, необходимое для сохранения всеобщего порядка, в отсутствие которого все могло вернуться к первобытному хаосу. Храм был непорочной обителью, в которую не могли входить простолюдины. Но жрецы отнюдь не были изолированы от общины в целом После очередной девятимесячной службы в храме жрец возвращался в деревню, где в течение трех месяцев жил как самый обычный человек. Он был обязан прежде всего держать свое тело в чистоте, без чего совершаемые им обряды не имели бы эффекта. На него распространялись многочисленные запреты — они зависели от того, жрецом какого бога он состоял. Во многих отношениях он был просто одним из специалистов, а храм — местом его работы Религия носила практический характер. Но в древних текстах немало говорится о том, какой высокой должна быть мораль божьих слуг.

Штат храма делился на несколько категорий. Администраторы ведали всей экономической организацией храмов, управляли поместьями, собирали подати, нанимали жрецов, приобретали алтари, вели переговоры с другими храмами и царской администрацией. Священнослужители делились на две группы: «божьих слуг», совершавших обряды, и «очистителей», которые занимались физической работой и чаще всего являлись просто служками. На краю этой иерархической лестницы находились писцы, которые переписывали храмовые тексты и читали их во время церемоний, обычно они были также специалистами в астрономии, астрологии и медицине. Храмы нанимали и музыкантов, но они не входили в штат жрецов. «Первосвященник» — главное лицо в жречестве — нередко играл важную роль в политической жизни. В конце Нового царства «первосвященник Амона» стал фараоном, основав династию царей-жрецов. Должность жреца чаще всего была наследственной, но человек мог стать жрецом, купив должность или получив ее по милости монарха. Фараоны пользовались последним методом, чтобы сдерживать опасно возраставшее влияние жрецов. В Новом царстве жрецы, прибегая к помощи оракулов, влияли на выбор преемника умершего фараона.

Тесно связанные со жречеством, писцы составляли важный класс, поскольку именно они были теми, кто реально управлял страной. Их с ранней юности готовили к службе в администрации, военные писцы контролировали войско. Многие правительственные ведомства и царский дворец располагали собственными школами, которые стали центрами обучения жрецов. Канцелярии писцов, приписанные к храмам, были известны под названием «Дома света». Писцы образовали еще один могущественный и привилегированный класс, не облагавшийся податями. Иероглифическая письменность, которой они пользовались, развилась из простого пиктографического письма и сочетала идеографические и слоговые элементы, облеченные в характерную форму иероглифа.

В древнеегипетской религии слились многие, иной раз противоречивые идеи, традиции, верования. Однако все они входили в основополагающую концепцию, по которой мир преисполнен сверхъестественного и божественного, а человек есть частица вселенной и должен в ней играть определенную роль. Сердцевиной религии служила сама земля, а роль местных божеств заключалась в том, чтобы обеспечивать плодородие земли и общее благополучие в жизни. Знакомые животные, такие, как бегемот, лев, гриф и ибис, символизировали эти божества; особенности их размеров, силы и внешнего вида были воплощением отдельных черт божественного могущества.

Главные боги Египта были связаны с животными или птицами, каковые в реальной жизни пользовались вниманием и почтением в качестве олицетворения божественного начала, доброго Или злого. В каждом городе местное божество воплощалось в животном, защищенном табу. Убиение такого животного могло вызвать вооруженное столкновение провинций — столь жизненно важной была для единства страны святость символа. Иногда это животное короновали в храме, как быка Аписа в Мемфисе. Их мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах или в гробницах, а бесчисленные фигурки животных и птиц изготовляли для использования в качестве вотивных пожертвований богам. Ибис был Тотом — богом учения. Бык Апис — Птахом, а позднее — Осирисом, повелителем мертвых. Баран был фиванским Амоном, который в эпоху Среднего царства возвысился до положения верховного бога, а сокол — Гором, покровителем царя.

Несмотря на существование множества культов, религия не только удовлетворяла стремление человека понять смысл жизни и вселяла в него чувство уверенности, но и поддерживала социальный порядок и помогала хранить национальное единство так, как это делали местные культы на более низком уровне. Некоторые верования носили универсальный характер. Так, начиная с V династии сохранению социального порядка способствовала прежде всего вера в то, что фараон — это бог-солнце, источник света и жизни всей страны. Это верование, конечно, укрепляло власть центрального правительства фараона, а тем самым стабильность и процветание Египта.

В развитии концепции царской власти в Египте были три главные фазы. На заре истории египетские цари были вождями, которым покровительствовавшие им божества даровали могущество, обеспечивавшее успех в земледелии и войнах. В Древнем царстве был полностью обожествлен статус царя, а сам он считался живым воплощением бога солнца Ра. Позднее фараоны Среднего и Нового царств, хотя и сохранили божественные атрибуты, но вели себя в повседневной жизни и при исполнении своих обязанностей как светские монархи и скорее напоминали древних воинственных вождей, а не обожествленных фараонов Древнего царства.

В периоды наибольшего могущества фараонов монарх выполнял и религиозную и светскую роль. Он был наследником богов, им приносил он свои сыновьи жертвы, но в то же время являлся и воплощением богов. Он был главным жрецом всех храмов и главой всех административных органов (верховный судья, главнокомандующий и т. д.). Жрецы, генералы и другие чиновники были лишь представителями царя. Поэтому вся страна заботилась о здоровье фараона, отождествляя его со здоровьем вселенной. Поскольку после тридцати лет царствования фараон все же старился, в стране устраивали праздник хеб-сед, чтобы он мог восстановить силы и обеспечить себе возвращение после смерти его дряхлой оболочки. Хотя смерть монарха и грозила хаосом вселенной, его возвращение в новой, более крепкой оболочке гарантировало возрождение жизни и восстановление равновесия в природе.

Обожествление фараона требовало, чтобы и он сам был совершенным во всех отношениях: непобедимым в битвах, всезнающим, справедливым администратором с безукоризненным здоровьем. Всякая слабость рассматривалась как признак непригодности его тела к божественной роли, и он мог быть устранен. Божественный статус не предохранял его даже от колдовства. Так, в рукописях упоминается случай, когда Сети II попросил магов уберечь его от проклятия. Как и обожествленные правители других африканских народов, фараон обладал неограниченной властью благодаря вере в его божественное начало, но эта вера требовала, чтобы и он был самый совершенный из всех людей.

Египтяне верили, что боги определяют ценность человека и вознаграждают его по заслугам. Этим верованием была пронизана вся их религия, оно лежало в основе моральных принципов, а позднее оказало влияние на такие религии, как иудаизм и христианство. Согласно культу Осириса душа бродила по подземному царству до страшного суда, а после оправдания умерший получал участок земли в поместье Осириса и возобновлял свою земную деятельность — пахал, сеял, собирал урожай и охотился. Чтобы умерший мог невредимым бродить по загробному миру и получить оправдание на страшном суде, при погребении с ним клали тексты с заклинаниями и молитвами, которые известны нам под названием «Книги мертвых».

Сложные погребальные верования и обряды, столь характерные для Древнего Египта, первоначально пред- назначались для монарха, и теологическим оправданием их служила его божественная сущность. Эти идеи должны были убедить крестьян, что без сохранения власти фараона все рухнет, но с течением времени те же верования и обряды, в несколько измененной форме, переняли и сами крестьяне. Поскольку все стали пользоваться магическими и обрядными предметами, которые помогали преодолеть тяжесть пребывания в загробном мире, это привело к расширению первоначальной идеи и к подрыву высоких моральных принципов древности.

Только богатых и знатных хоронили с той пышностью, с которой ассоциируется в нашем представлении Древний Египет. Дорого стоили не только сами похороны: после них нужно было расходовать средства на уход за гробницей и охрану ее от грабителей. Бальзамирование гарантировало, что тело сохранится и для загробной жизни, так как без тела душа не могла бы найти покоя и умерший не смог бы продолжать в потустороннем мире свою обычную земную жизнь. Смерть считалась воротами в загробный мир. Благодаря нерушимому годовому циклу жизни и порожденному географической изоляцией чувству уверенности египтяне оптимистически взирали на мир, и в гробницах фараонов мы видим удивительно правдивые изображения этого древнего идеала.

Бальзамирование сопровождалось определенными обрядами и длилось 70 дней, составляя самую важную часть похоронных церемоний. Когда тело было готово для погребения, плакальщицы начинали оплакивать умершего. Похоронные носилки устанавливали на санях, запряженных быками, или на лодке (если тело везли по реке), и кортеж направлялся к гробнице, В эпоху Фив умерших членов семей фараона и аристократов полагалось перевозить с восточного берега реки, с Земли живых, на западный берег, на Землю мертвых, и там хоронить в пустынных горных долинах. По прибытии процессии к гробнице тело умершего устанавливали вертикально и начинался обряд «открывание рта», с тем чтобы возвратилась душа, бежавшая при смерти. После плача родственников мумию вносили в гробницу и клали в саркофаг.

Внутренние стены гробницы расписывали пышными изображениями сцен повседневной жизни, чтобы умерший при пробуждении почувствовал себя дома. Все камеры гробницы были заставлены предметами, которые умерший знал при жизни, здесь же клали богатые украшения и пищу, необходимые ему в пути. Устанавливали множество скульптурных изображений и фигурок ушебти — «ответчиков». Их «оживляли» с помощью магических заклинаний, с тем чтобы они на том свете и «отвечали» за покойного, т. е. работали вместо него.

С упадком морали и укреплением веры в защитную магию гробницы фараонов и знати, превратившиеся в сокровищницы, стали добычей грабителей. В более поздние времена предпринимались самые различные шаги для охраны гробнип, так как осквернение гробницы означало бесповоротную смерть ее обитателя. Рыли западни, замуровывали входы, делали ложные переходы, но это почти не помогало. Но и уцелевшие стенные росписи сами по себе — бесценное сокровище, один из изумительнейших документов человеческой истории.

Многие элементы культуры Древнего Египта можно обнаружить и сейчас в других частях Африки. Мы улавливаем их в предметах повседневного быта — одежде, орнаментах, игрушках, мебели, кухонной утвари, а также в характере общественной организации, особенно в форме обожествления власти монарха.

Читать сначала: Древний Египет...

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000060/st018.shtml

РАЗДЕЛЫ
САЙТА