Космо-Дамиановский монастырь, Православие в Крыму, Братья-близнецы святые Косма и Дамиан

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Космо-Дамиановский монастырь

Фото

Космо-Дамиановский монастырь: история основания

По благословению епископа Таврического и Симферопольского Николая001 с 1899 г., со времени преобразования монастыря в женский, в монастырской книге начали вести записи о совершавшихся при источнике исцелениях, и таких записей, часто подтверждавшихся документально, было немало.

К источнику, с незапамятных времен считавшемуся целебным, привозили больных независимо от вероисповедания. Вблизи источника не было никаких построек, ни для паломников, ни для богослужения. Несмотря на это, к 1 июля, ко дню памяти св. Космы и Дамиана, сюда ежегодно стекалось множество людей со всех концов Крыма. Приглашенные священники освящали воду и служили молебны. В 20-х годах XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен сарай для богомольцев.

В 1848 г. Херсоно-Таврическую епархию возглавил архиепископ Иннокентий (1800-1857 г.г.), сделавший необыкновенно много для духовной жизни Крыма. Любой рассказ о крымских обителях нельзя начать без упоминания о нем. Среди имен многих выдающихся пастырей Тавриды имя владыки Иннокентия сияет особенно ярко. Современники называли его “звездой Отечества” и “русским Златоустом”. Академик Императорской академии наук, доктор богословия, талантливый историк, блестящий оратор, он более четверти века имел большое влияние на ход церковной жизни в стране.

Преосвященный Иннокентий мечтал потрудиться на благо церкви в святых местах Востока - в Палестине, Синае, Афоне. Мечта эта не сбылась, но он создал Афон в ином месте. Его назначение на Херсоно-Таврическую кафедру пришлось на трудный период крымского православия, когда господствующей религией в Тавриде было мусульманство, а местные святыни находились в печальном запустении. У владыки Иннокентия был достойный предшественник - Херсонский и Таврический архиепископ Гавриил002 , занимавшийся исследованиями и описанием древних христианских памятников в Крыму. На долю же нового владыки выпала еще более серьезная и благородная миссия - восстановление древних церковных святынь. Внимание архиепископа привлекло обилие разрушенных христианских храмов. Несмотря на слабое здоровье, архиепископ верхом, а иногда и пешком, посещал древние развалины храмов, пещеры, урочища и источники. В самую первую очередь он осмотрел святые места, чтимые в народе. В это же время он побывал и у источника св. Космы и Дамиана. Владыка призывал православное население Крыма к восстановлению святынь, напоминая, что недостаточно только в определенные дни в году посещать эти места, а необходимо позаботиться о возрождении памятников веры и создании в них обителей.

Местные жители отозвались на этот призыв незамедлительно, обратившись к владыке с прошением о ходатайстве перед высшим церковным и гражданским правительством о восстановлении христианских памятников, чтобы “сообразно природному свойству здешних мест, похожему на известную во всем мире христианском гору Афонскую, на горах Крымских мог составиться со временем наш русский Афон”. В числе прочих в этом прошении был указан и источник св. Космы и Дамиана, как место особо чтимое не только христианами, но и магометанами. Архиепископ направил представление в Святейший Синод об испрошении императорского разрешения на открытие Бахчисарайского Успенского скита, а затем и киновий в различных местах Крыма. Испрашивалось разрешение и на открытие киновии у источника св. Космы и Дамиана.

Указом Святейшего Синода от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие Бахчисарайского скита с киновиями; в том числе и киновии у источника св. Космы и Дамиана. В синодальном указе говорилось: “Святейший Синод находит, что мысль о восстановлении церковными учреждениями вышеупомянутых мест на Таврическом полуострове заслуживает одобрения, что равномерно заслуживает одобрения и предполагаемый способ восстановления оных учреждением в них малочисленных монашеских пустынножительств, так как сие соответствовало бы старинным благочестивым обычаям русского монашества”. Святейший Синод постановил: “Предположение Херсонского епархиального начальства об открытии Бахчисарайского скита и киновий в общем смысле одобрить”. В этом же году архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника для учреждения Космодамиановской киновии, и через полтора года этот участок был отмежеван из лесной казенной дачи. Впоследствии, в 1872 г., по царскому указу было отмежевано еще 19 десятин из той же казенной дачи.

Временно, до открытия киновии, в 1851 г., попечителями источника св. Космы и Дамиана были назначены настоятель Феодоро-Стратилатовской церкви в Алуште священник Дмитрий Черняев и староста - купец Андрей Коротенко. Ясным зимним утром, в конце декабря попечители отправились верхом к источнику. Место было пустынно и безмолвно. На снегу виднелось множество следов оленей и коз, спускавшихся на водопой, следов же человека не было вообще. Отец Димитрий освятил воду в источнике, молясь о здравии царя и всех православных христиан.

Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась русско-турецкая война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. В это тяжелое время архиепископ Иннокентий продолжал посещать Крым. Его не покидала мысль об открытии киновий. 1 июля 1855 г., после очередного посещения источника св. Космы и Дамиана, архиепископ в симферопольском Александро-Невском соборе сказал: “Ныне день св. бессребреников Космы и Дамиана, издревле почитаемых от всея церкви православной, но тем паче имеющий право на особенное уважение в стране Таврической. Ибо древнее предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров, будучи сосланы сюда в заточение от Кесаря Римского. Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли, по свидетельству того же предания, их молитвами... Святость воспоминаний, благодетельное свойство источника, величественность местоположения тотчас возбудили во мне особое внимание и благоговение к сему необыкновенному месту. Если где, думал я, то в подобных ущельях гор место обителям иноческим, и предположил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя св. бессребреников Космы и Дамиана. Святейший Синод не замедлил преподать благословение на сию мысль, а благочестивейший государь неФото только запечатлел наше предположение своим державным словом, но и удостоил знать все предания, соединенные с сим местом”.

Разрешение на открытие было получено, нужно было изыскивать средства на устройство обители. В консисторском деле по Космодамиановской киновии оговаривалось: “Киновия на содержание из казны не получает, а содержится от доброхотных даяний богомольцев”003 . Начало строительства обители положил симферопольский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин, староста кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин. Он долгое время страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего организма. После купания в источнике Санютин исцелился. В благодарность святым угодникам этот достойнейший человек дал обет выстроить малую церковь над источником с двумя купальнями, а поблизости - несколько келий, как для монахов, так и для богомольцев. Помещения для богомольцев были выстроены прежде всего, т. к., несмотря на разрешение об открытии киновии, настоятеля и монахов здесь еще не было, а люди, как и прежде, в летние месяцы стекались к источнику в большом количестве. Основатель Бахчисарайского Успенского скита и крымских киновий, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий завещал 100 акций Общества пароходства и торговли. Акции эти были разделены между скитом и киновиями. На долю Космодамиановской киновии пришлось девять акций, которые были проданы, а на вырученные от продажи 5 тысяч рублей приобретены 5-процентные государственные билеты на имя киновии. Проценты с этого капитала шли на содержание обители.

В 1997 г. произошло радостное событие - архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий был причислен к лику святителей. Архиепископ Иннокентий был основателем новых и восстановителем древних монастырей и храмов, строгим аскетом и подвижником. Он постоянно заботился о процветании монашества. Ныне предстоит угодник Божий Иннокентий в лике святительском в незаходимой славе небесной, ходатайствуя пред Господом за те обители, которым он при своей земной жизни уделял так много сил и внимания.

После окончания Крымской войны, в 1856 г. из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. Прибыв к источнику, иеромонах Макарий вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялись за сооружение малой деревянной церкви по рисунку, переданному архиепископом Иннокентием. Многие жители Симферополя помогали им своими пожертвованиями. Через год церковь была уже готова к освящению. К сожалению, архиепископ Иннокентий умер, не дождавшись этого желанного события. В июле 1857 г. настоятель Бахчисарайского Успенского скита архимандрит Николай сообщил архиепископу Херсонскому и Таврическому Димитрию об окончании строительства деревянной церкви и испрашивал разрешения на освящение храма. 10 сентября 1857 г. иеромонах Макарий был назначен первым настоятелем, и, таким образом, Космодамиановская киновия получила окончательное административное устройство. Впоследствии первая монастырская церковь была разобрана, а на ее месте в 1869 г. на средства доброхотных жертвователей была построена новая, также во имя св. бессребреников Космы и Дамиана. Новая церковь, как сказано в деле консистории, “зданием деревянная, с такою же в одной связи колокольнею (в ней помещается ризница), крепкая. Храм холодный, иконостас двухъярусный”004 .

Среди икон Космодамиановской церкви была особая святыня - храмовая икона св. Космы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи братьев-бессребреников хранятся в Риме, в церкви во имя св. Космы и Дамиана. История этой иконы необыкновенна и во многом знаменательна. Однажды императрица Мария Александровна оказала Георгию Саруфу, арабу из Дамаска, денежную помощь на проезд в Санкт-Петербург для поступления в Медико-хирургическую академию. У отца Георгия Саруфа, известного священника-миссионера Спиридона Саруфа, имелись частицы мощей св. Космы и Дамиана, которые передал ему епископ Ашитский Макарий, получивший эти частицы из Рима. Перед отъездом Георгия Саруфа в Санкт-Петербург мать благословила его, вручив ему частицы мощей. Во время учебы в академии о Георгии Саруфе особенно заботился президент Академии, доктор П.А. Дубовицкий, да и вся семья президента относилась к молодому студенту с теплом и любовью. Жена Дубовицкого, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила уделить ей частицу, и просьба ее была исполнена. Через несколько лет М.А. Дубовицкая с благословения митрополита Исидора передала частицы святых мощей настоятелю Инкерманского монастыря о. Ефрему, который доставил их епископу Таврическому Алексию.005

1 июля 1862 г., в день празднования св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, епископ Алексий торжественно внес частицы мощей и утвердил их в храмовой иконе св. Космы и Дамиана. Эта икона находилась с левой стороны, на особом месте возле клироса, перед ней горела неугасимая лампада. В ризнице Космодамиановской церкви хранилась грамота епископа Алексия об этом событии.

В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, “утварью снабжены посредственно”.

Источник: http://orthodox.sf.ukrtel.net

РАЗДЕЛЫ
САЙТА