Крымские татары: Религия

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Крымские татары: Религия

Вернуться в оглавление раздела: Все о крымских татарах

По древним предания крымских татар ислам в Крыму был распространен сподвижниками пророка Мухаммеда - Малик Аштером и Гази Мансуром, жившим в первом веке Хиджры (VII век). Древнейшая датированная мечеть - 1262 г. - была построена в городе Солхате (ныне Старый Крым) выходцем из Бухары. С XIV века полуостров стал основным центром мусульманской цивилизации в Золотой Орде. Отсюда осуществлялась мусульманская проповедь среди тюрок Северного Причерноморья.

Крымское ханство, появившееся в первой половине XV в., было исламским государством с уже достаточно древними традициями. В 1475 г. южная часть Крыма, принадлежавшая генуэзцам, была захвачена турками. Крымские ханы признали свою зависимость от османских султанов. С этого момента религиозная жизнь полуострова все более ориентируется на Турцию. В XVII в. значительную часть населения Крыма составляли эмигранты из Малой Азии, которые сохранили прочные этнические и религиозные связи с исторической родиной. Турецкий ислам оказал также сильное влияние на городское татарское население. Об этом говорит широкое распространение и авторитет турецких суфийских братств. В Крыму было множество обителей мевлевийя, последователей великого шейха Джеляледдина Руми из города Коньи. К их числу относились и некоторые крымские ханы. Едва ли не самым распространенным тарикатом в Крыму была ветвь хальветийя из малоазийского города Сивас. В то же время большую силу имели братства, чуждые Турции. Ветвь тариката накшбандийя, распространенная в Крыму, была родственна суфиям Кавказа. В XVII веке здесь сохранялась также реликтовая форма степняцкого тариката ясавийя.

Суфийские шейхи пользовались огромным авторитетом. Часто они, помимо духовного руководства, обладали военной властью и стояли во главе племенных ополчений. Современники называли крымских шейхов "в равной степени аскетами и муджахедами".

Впрочем, улемы, официальное духовенство, не отставали от шейхов в воинственности. Известно, что проповеди в Крымском ханстве были направлены "на священную войну против неверных". Это было естественно, если учесть военный характер государства, расположенного между "миром ислама" и "страной неверных", и жившего в основном за счет войны. Ученость крымских улемов была известна далеко за пределами Крыма. Большую славу имело медресе Зынджырлы, основанное в предместье Бахчисарая 1500г.

Ногайские орды, кочевавшие к северу от Перекопа, исповедовали ислам формально, сохраняя привязанность к древним языческим культам. В цивилизованном Крыму ходили анекдоты о "мусульманстве" степняков-ногаев.

К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.

Религиозный фактор в военных походах крымских татар

Крымское ханство было образовано в середине XV в. как одно из наиболее значительных государственных объединений, возникших на развалинах Золотой Орды. На протяжении всей своей истории оно наводило ужас набегами на соседние окружающие его народы и страны, поскольку к XVII веку оставалось единственным в Европе государством, основная часть населения которого вела кочевую жизнь и считала себя правопреемницей некогда великой Золотой Орды. Правители ханства вели отсчет своей родословной от Чингиз-хана: Крым они обобщенно называли «домом Чингизовым» и при дипломатических контактах постоянно ссылались на основателя династии. К примеру, когда гетман Богдан Хмельницкий обратился за помощью к хану Ислам-Гирею III против поляков, ответ придворного чиновника Хаджи Сеная прозвучал так: “…Согласно обычаям чингизовым, обратившимся за помощью их прежняя вражда и провинность прощается». Это подтверждает, что традиции и обычаи, оставленные Золотой Ордой, были очень сильны.

Цель этой статьи — по возможности осветить роль ислама в военных походах крымских татар в середине 17 века, основываясь на записях татарского придворного чиновника того времени Мехмеда Сеная, чей труд — «Книга походов» — был недостаточно тщательно исследован отечественными историками.

Мехмед Сенай был муншем, т.е. стилистом в канцелярии хана Ислам-Гирея III. Описание им прошедших событий основано на записанных сообщениях и отчетах участников военных походов, поскольку он служил в ханской канцелярии, имел доступ к бумагам подобного рода, а в некоторых событиях, возможно, участвовал лично.

Необходимо отметить, что главной причиной военных походов татар были экономические трудности, так как содержание громадного крымского юрта, занимавшего степи от Дона до устьев Дуная, требовало несравненно больше того, что мог дать маленький Крымский полуостров. Мирные занятия не могли удовлетворить материальных потребностей населения, вот почему «...выход из хозяйственных затруднений татары находили не в развитии производительных сил, а в отыскании старинных источников средств, какими сделались для них беспрерывные войны с соседями и получение с них принудительных платежей...»

Кроме того, Крымское ханство находилось на рубеже конфессионального противостояния мусульманского и христианского миров. Это служило идеологическим обоснованием для военных походов и набегов на соседние государства.

Известно, что в Крымском ханстве, как и в Золотой Орде, не было регулярного войска. В военных походах фактически принимали участие все мужчины, способные носить оружие. Татары не обучались специальным правилам ведения войны, тактике и стратегии военного искусства того времени. Но уже с младенчества они готовили детей к тяготам походной жизни: малышей купали в рассоле, чтобы закалить их от холода, жары и простуды. С семи лет дети спали под открытым небом, а в 12 лет их начинали обучать военному делу, и многие мальчики уже с этого возраста выступали в военные походы вместе с отцами. Ханских наследников мужского пола отправляли обучаться военному искусству на Кавказ, и они возвращались в родительский дом уже взрослыми возмужавшими воинами, в совершенстве усвоив навыки военного дела, изучив неписаные законы воинской доблести и чести.

Так как регулярной армии в Крымском ханстве не было, то и вооружение было самым обычным: по утверждению современников, вооружение воина составляли сабля и лук со стрелами, которые на расстоянии ста шагов всегда попадали в цель. Татары могли стрелять двумя и тремя стрелами одновременно. Поскольку на войне жизнь каждого зависела от уровня военной подготовки, то заинтересованность в профессионализме была огромна.

Современники не раз отмечали маневренность и мобильность татарского войска. Хаджи Сенай в своей «Книге походов» награждает его такими эпитетами: «подобное молнии», и «ветроногое исламское войско», что дополняет палитру указанных выше военных качеств крымского войска.

Возвращаясь к нашей теме необходимо заметить, что в Крымском ханстве государственной религией был ислам, и это нашло свое отражение во всех сферах жизнедеятельности крымских татар. Ислам был определяющей доктриной также и в военной деятельности татар. Идеологической основой ведения войн был джихад, или газават (об этом — немного дальше). Идея газавата укрепляла в татарском обществе понимание необходимости военных выступлений. В «Книге походов» Хаджи Сенай передает напутственные слова крымского хана Ислам-Гирея своему брату Крым-Гирею перед походом на Речь Посполитую: «…. Особенность нашего очага в том, что это очаг газы и джихада». Этих слов достаточно, чтобы понять: Крым и его правящая династия были очагом постоянной военной угрозы соседним государствам. Ведь газават, или газа, (в переводе с арабского– вооруженный набег) — это одна из форм джихада, а само словом джихад означает «усилие на пути веры». То есть вооруженная борьба за правое дело была в высшей степени благочестива. Необходимо заметить, что понятие «джихад» за тысячелетие мусульманской цивилизации заметно изменилось: у крымских татар оно трансформировалось в некий симбиоз — войну как средство к существованию, — оставленный по наследству «дому Чингизову» и прикрытый высшим идеалом духовности. Газават считался священным долгом татарина, и погибший в войне становился шахидом — отдавшим жизнь во имя веры. В загробном мире его ожидала лучшая для верующего награда — вечное пребывание на высшей ступени рая. И автор «Книги походов», как и многие его современники-единоверцы, не сомневался в справедливости военных операций против соседей, толкуя слова Священного Корана в духе своего времени:

«Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: «Мертвые!». Нет, живые, но вы это не чувствуете».(Сура 2, аят 154).

Вот почему презрение к смерти естественно для мусульманских воинов вообще, а в данном случае — для крымских татар. Ведь смерть в бою означает встречу со Всевышним, что должно радовать и ободрять мусульманина.

Организация военных походов осуществлялась согласно религиозной этике: страна, на которую нападали крымчане, для них была «Даруль Харб» — «земля войны», т.е. земля, которая представляла угрозу «Дарус Салям» — «земле мира», населенной мусульманами.

Отправляясь в военные походы, обязательно придерживались определенных, уже выработанных воинской жизнью обычаев. Так, идя на Польшу вместе с войском Богдана Хмельницкого, старались, основываясь на мнении мусульманских авторитетов, выступить в поход в понедельник. Этот обычай Мехмед Сенай объясняет словами известного халифа — брата пророка Мухаммада — Али ибн Абу Талиба: «Выходящий в путь в понедельник вернется с успехом и прибылью».

Все воинские подразделения крымского хана и примкнувшие к нему либо подчиненные военные силы считались исламским войском. Поэтому разного рода признаки ислама здесь были необходимы и весьма очевидны. К примеру, Мехмед Синай описывает выход крымского войска в поход: «Уповали на Аллаха и надеялись на помощь Всевышнего. Отовсюду вместе с возгласами «Аминь, йа Муин!» («Поистине, о Помогающий!») были слышны молитвы и славословия, нараспев читались суры «Фатиха», «Наср», «Ихлас». Мусульманам известно, что «Фатиха» — это сура, без которой ни одна молитва не действительна; сура «Ихляс» отождествляется по своей смысловой емкости с одной третью Корана, поскольку здесь провозглашается принцип таухида — единобожия; а сура «Наср» переводится в одном случае как «Победа», в другом — «Помощь». То есть воины ислама своими словами и действиями просили помощи у Всевышнего в их походе «ради Аллаха».

А вот еще один интересный момент, отмеченный в «Книге походов»: крымские воины, отправляясь на войну, «...раздавали бедным и немощным щедрые подаяния и, полные смирения и покорности (Всевышнему), отправлялись в страну врагов веры». Известно, что мусульманин, получающий ритуальную милостыню (или садака), воздает хвалу Аллаху и умоляет Его благословить дающего помощь, а по мусульманским канонам дуа, или зов бедного и немощного, наиболее приемлемы для Всевышнего. Хан, возглавлявший поход, совершал особый ритуал и читал свои молитвы для исполнения намеченной цели. Мехмет Сенай так описывает его действия: «...и после исполнения (ханом) Хаджет-намаза в два ракята и чистосердечной молитвы, (он) самолично вооружился и перепоясался мечом Газавата».

Перед каждой военной операцией обращение ко Всевышнему за помощью было постоянным и естественным. Например, в «Книге походов» Хаджи Сенай описывает торжественный воинский ритуал, совершенный накануне штурма Ильбава (так называли по-татарски Львов):

«…и люди, знающие напамять Коран (Слова Всевышнего), — Имам Мехмед эфенди, Бобай эфенди-заде, кадий Мехмед эфенди и несколько других лиц, молитвы которых могут быть приняты, — стоя перед лучезарным султанским бунчуком и победоносным ханским знаменем, прочитали нараспев суры «Фатиха» и «Ихлас», и великие эмиры и подобное Плеядам исламское войско окружили и пошли на штурм с четырех сторон». Как и в предыдущем отрывке из «Книги походов», здесь присутствует молитва, обращение ко Всевышнему с просьбой о помощи. Такая мольба, зов, ду’а должны быть услышаны, особенно если они исходят от людей, которые всю свою жизнь посвятили чтению и изучению Корана. Этих знающих, уважаемых людей — интеллектуальных воинов ислама — также можно назвать муджахидами, т.е. ведущими Джихад, священную войну.

В «Книге походов» часто встречается термин «Джизья», — это дань, подать (русский вариант) или подарки, «упоминки» (польский вариант), которые брали крымчане с соседей, — с Московского государства и Речи Посполитой. Например, в книге конкретно описан эпизод о заключении Зборовского мира, когда обсуждался вопрос о дани — джизья. Неоднократно у Мехмеда Сеная встречается также мусульманский термин «хумс» — это пятая часть от военных трофеев, собираемая со всего войска в государственную казну.

Подводя итоги, можно сказать следующее: ислам как ведущее духовное начало глубоко проник во все слои крымскотатарского общества, включая и вооруженные силы. Религиозные ритуалы и обычаи лежали в основе любых военных операций, были главным мотивом в организации ханского войска и вообще в военной деятельности крымских татар, укрепляли боевой дух воинов и усиливали боеспособность крымского войска. А в результате во времена правления хана Ислам-Гирея мощь Крымского ханства выросла настолько, что ханское войско доходило до стен Москвы, государь всея Руси Алексей Михайлович каждый год исправно отсылал дань в казну крымского владыки.

Источник: http://www.qirimtatar.by.ru/tarih.htm

РАЗДЕЛЫ
САЙТА