ГУННЫ.ГУННЫ в Крыму. Скифы и сарматы : Из истории народа

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

ГУННЫ: Из истории народа

Читать:Гунны в Северном Причерноморье

Современники гуннов не считали их варварами

ГУННЫ: Из истории народа.

Д.Н.Козак

Читать дополнительно: Изменение этнического состава населения Крыма в средние века

В истории Украины и всей Европы заметной вехой стал конец IV в. Именно в это время здесь появились орды новых кочевников гуннов. Они положили конец многовековому пребыванию в степях Евразии иранских народов (киммерийцы, скифы, сарматы, германцы) и (открыли длительный, почти тысячелетний период истории тюркоязычных кочевников, их бесчисленных движений с востока на запад. Гунны дали толчок великому переселению народам, в корне изменившему политическую карту Европы. Они в значительной мере причастны к крушению Римской империи, а вместе с ней к полному распаду рабовладельческой формации в Европе.

Необычность облика, нравов, жестокость гуннов, их стремительное продвижение на запад поразили европейцев, в первую очередь цивилизованный Рим. Поэтому история этого кочевого парода нашла довольно широкое отражение в письменных работах античных историков, писателей и поэтов.

Одни из выдающихся вождей гуннов Аттила, стал символом варварства и жестокости и получил название в христианской традиции "Бича Божьего".

Происхождение гуннов до сих нор окончательно не выяснено. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них, гуннов следует выводить от народа, известного в китайских источниках йод названием "хиунг-ну" или "сюнну-хунну". Этот народ принадлежал к алтайской семье языков и обитал в Восточной и Внешней Монголии. В III в. до н.э. хунну достигли апогея в своем развитии, совершая постоянные набеги на соседний Китай. Они уничтожали пограничные селения. города, брали большой плен, требовали дань. Китай прилагал разнообразные усилия для избавления от этой беды: откупался данью, выдавал дочерей знатных вельмож замуж за властителей степей, нанимал на службу империи войско хунну.

Существует мнение, что именно из за постоянной угрозы с севера император Чи Хуант-Ти построил знаменитую Китайскую стену.

В середине I в. н.э. хунну раскололись на две большие части: южную и северную. Китай не замедлил использовать сложившуюся ситуацию, поддержав одну из сторон. После длительной борьбы северные гунны вынуждены были откочевать на запад. Они прошли территорией Афганистана и напали на Индию.

По мнению выдающегося востоковеда Л. Н. Гумилева , на запад ушла лишь кучка воинов, принесшая название народа, язык, военные обычаи, но нуги обретая новые группы тюркоязычных номадов, усваивая на новых местах новую культуру.

Во всяком случае история гуннов от II до IV вв. известна мало. Точная дата появления гунских орд в Европе не установлена. Античный автор первой половины II в. Дионисий Периегет сообщает о народе гунов в Прикаспии.

Также Птолемей упоминает о народе гунны, проживающем восточнее Волги, между бастарнами и роксоланами, т.е. на территории Украины.

Первым народом, с которым столкнулись в Восточной Европе гунны, были сарматы - аланы и роксоланы, которые, как пишет Аммиан Марцеллин, занимали огромные пространства по обе стороны Танаиса и к северу от Меотиды, а также Кавказа. Это случилось в 370 г. Истребив многие сарматские племена и присоединив к себе остальных, гунны продолжили путь на запад и вошли во владения готов. Вот как пишет об этом Аммиан Марцеллин в своей "Истории": "Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха (короля остроготов) ".

Письменные источники указывают, как предполагает известная исследовательница гуннов П.П.Засецкая, что гунны проникли в Северное Причерноморье двумя путями. Одна их группа шла на запад степными пространствами, а вторая - через Керченский пролив. Это событие нашло свое отражение в легенде гуннов, нежданной церковным историком V в. Созоменом. В ней говорится, что жившие долгое время но соседству гунны и готы не знали о существовании друг друга, поскольку их разделяло водное пространство - большое озеро. Однажды, преследуемый оводом бык перешел озеро вместе с пастухом, который следовал за животным. Он сообщил соплеменникам о новой земле.

Еще одна версия этой легенды гласит, что новую землю гуннам показала лань, за которой они охотились. Дорога, по которой бежала эта лань, была прикрыта сверху водой. Охотники удивились существованию страны, умеренной но климату, удобной для земледелия и доложили обо всем правителю. Сначала гунны боролись с обитателями этой земли - готами небольшими силами, а йотом совершили нашествие большими полчищами, победили и захватили понравившуюся землю. Исследователи не без основания предполагают, что водным пространством, разделяющим гуннов и ютов, был Керченский пролив. Одновременно с большой долей вероятности можно говорить (А.А.Васильев), что переход гуннов через пролив произошел зимой, когда он (в это время) покрывался льдом.

Проникнув па Тамань, гунны захватили Азиатскую часть Боспорского государства. Разрушению была подвержена вся северная часть Тамани. Были уничтожены центры античной цивилизации: города Фанагория, Гермоносс, Тиритака, Кепье. Был разрушен также Пантикапей - столица Боспорского царства. Пройдя Керченский полуостров, гунны вступили, очевидно, в Крым, где жили готы, скифо-аланы, и вступили в борьбу с ними. Исход этой борьбы очевиден.

Прямые свидетельства о пребывании готов в Крыму или их продвижении туда пока отсутствуют, однако ряд косвенных письменных и археологических источников не позволяют сомневаться в этом. Так. Прокопий Кесарийский в работе ''Война с готами" говорит, что пришельцы (гунны) заняли обширную площадь, включая Пантикапей. Еще в одном месте он говорит, что "лежащее между Херсоном и Боспором пространство занято гуннами...". Если идти из города Боспора в город Херсон, который лежит в Приморской области, ...то всю его область между ними занимают варвары из племени гуннов.

При этом, как предполагают исследователи, нужно иметь ввиду, что под гуннами Прокопий Кесарийский мог подразумевать и сарматов которые численно преобладали в Крыму в этот период времени и входили в гуннский союз. Примером алано-гуннского некого симбиоза можно назвать могильники Поволжья, где сочетаются элементы культуры обеих народов. П.С.Пиоро, аргументируя присутствие гуннов в Крыму, использует данные Прокопия Кесарийского о движении гуннов-утигуров в обратном направлен ни в Меотиду через Крым. Утигуры, но свидетельству античного историка, раньше жили за Меотидой. потом присоединились к общему движению гуннов на запад. После распада гуннского объединения в Паннонии под предводительством Аттилы утигуры решили вернуться обратно на родину. Они, втянув в это движение готов-тетракситов. которые проживали в Крыму, перешли через пролив н поселились за Меотидским озером. По мнению И.С.Пиоро, движение утигуров в этом направлении свидетельствует, что дорога через устье Меотиды была хорошо известна гуннам раньше и использовалась при их движении на запад.

Археологическим подтверждением присутствия гуннов в Крыму являются одиночные погребения IV-V вв. с инкрустированными диадемами возле Керчи, а также ряд впускных погребений с украшениями полихромного стиля и останками коня. В целом, как отмечают исследователи, гуннское нашествие, столь разрушительное для значительной части населения юго-восточной Европы, не повлияло заметно на историю Крыма и не отразилось на этническом составе его населения.

Пройдя Крым, гунны вышли в степи Причерноморья н в Поднепровье, где соединились с той частью племен, которая прошла степями. Здесь они столкнулись с остроготами - главной силой державы Германариха. Так началась война готов и гуннов - самая долгая война средневековья, которая началась в степях Украины и закончилась на Каталаунских полях во Франции и полностью завершилась разгромом гуннов в битве при Недао в Паннонии в 455 году. Эта война достаточно полно отражена в письменных источниках (Аммиан Марцеллин, Иордан, Покопий Кесарийский и др.).

Павел Орозий в "Истории против язычников" пишет: "...Племя гуннов, долгое время отрезанное неприступными горами, возбужденное внезапным неистовством, двинулось против готов и, приведя их в замешательство, выгнало из старинных мест жительства".

Аммиан Марцеллин в своей "Истории" сообщает: "...потеряв надежду дать отпор, они (грейтунги, часть германцев) осторожно отступили...".

Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами" так передает начало этой войны: "...гунны, внезапно напав на живших на этих равнинах готов, многих из них перебили, остальных же обратили в бегство. Те, которые могли бежать от них, снявшись с этих мест с детьми н женами, покинули отеческие пределы...".

В результате нескольких сражений гунны полностью победили остроготов. Король готского межплеменного союза, в который входило, практически, большинство населения южной н центральной полосы Украины, Германарих покончил жизнь самоубийством. После очередных поражений был убит и наследник Германариха Витимир.

Готы отступили к Днестру, где соединились с родственными племенами визиготов. Сообща они решили дать отпор гуннам. На берегах Днестра был размещен военный лагерь готов. Предводителем был визиготский король Атанарих. Гунны обошли сторонами высланный Атанарихом разведочный отряд и, перейдя Днестр, неожиданно всей мощью напали на лагерь. Готы в панике разбежались, ища спасение "в крутых горах", очевидно, Карпатах, и в основной массе отошли к Дунаю.

Гунны возвратились в Северное Причерноморье. Аммиан Марцеллин пишет, что они остановились из-за обилия добычи. Однако И.П.Засецкая предполагает, что отход гуннов был вызван стремлением закрепиться на завоеванных землях, сохранить господство над покоренными племенами. Возможно также, но ее мнению, возвращение гуннов объясняется восстаниями покоренных готов. В качестве примера И.П.Засецкая приводит сообщения готского историка Иордана о попытке готского короля Винитария выйти из-под контроля гуннов. Винитарий, пишет Иордан в книге "О происхождении и деяниях готов" с горечью переносил подчинение гуннам. Пытаясь освободиться от гуннского владычества, он совершил поход против славянских племен антов, которые, в свою очередь, очевидно хотели освободиться от подчинения готам, используя в качестве союзников гуннов. Винитарий победил антов. Однако гунны решили наказать Винитария за самовольный поступок. В союзе с другим остроготским вождем Геземундом, внуком Германариха, гунны нанесли поражение готам Винитария, а его самого убили. Готы опять были полностью подчинены гуннам. Как сообщает Иордан, готы 40 лет не имели после Винитария, своего короля. Даже "царька собственного" они могли выбирать только с разрешения гуннов.

Гунны образовали в Северном Причерноморье некое политическое объединение - союз разных, уцелевших в битвах племен - германцев, сарматов, возможно, какой-то части славян. Основой союза было полное подчинение власти победителей.

Все же, большая часть визиготов, остроготов и аланских племен покинули степи Украины и переселились, с разрешения римского императора Валента, за Дунай., во Францию и Мезию.

В Северном Причерноморье, по наблюдениям ученых, до середины V в. наступило относительное спокойствие (П.П.Засецкая). Это способствовало возрождению античных центров сельской жизни. Гунны поддерживали возрождение жизни па завоеванных землях, поскольку остро нуждались в продуктах земледелия, ремесла. Эта деятельность укрепляла могущество гуннов и их союз. Власть гуннских вождей становится наследственной от отца к сыну. Из письменных источников известно, что после вождя Чарато королем гуннов стал его сын Донат, последнего, в свою очередь, сменил в начале V в. Руас, который делил власть с двумя братьями. Руас предпринимал серьезные попытки подчинить себе все гуннские племена и создать единое объединение -государство. Это удалось лишь его племяннику Аттиле.

Гунны были очень воинственными варварами-кочевниками. В их крови лежало стремление к войнам, убийствам и разрушению, а военная добыча и получение дани были одним из главных средств к существованию. Поэтому они постоянно предпринимали военные походы на Запад и Восток. Так, уже с конца IV в. отряды гуннов проникали в Подунавье, где выступали то союзниками готов против империи, то союзниками империи против готов. Из письменных источников известно имя гуннского предводителя Ульдиса, который в 408 г. атаковал огромными силами римские отряды над нижним Дунаем и опустошил Фракию. Император сначала сумел ценой богатых даров добиться мира с гуннами, а потом изгнал его из своих земель. Ульдис спасся бегством, переправившись через Дунай. И.П.Засецкая предполагает, что это была какая-то группа гуннов, оторванная от основного гуннского массива в Северном Причерноморье.

В то же время гунны, под предводительством царя Руаса, осуществили ряд походов на Восток, в частности, на балканские провинции Восточноримской империи. Большой поход состоялся в 398 г., во время которого гунны учинили кровавую резню и разрушения в ряде восточных провинций империи. Отряды гуннов доходили до Малой Азии, они совершали набеги даже на Персию.

В начале VI в. последовала мощная волна экспансии гуннов па западе. Вызванная этим событием паника среди варварских племен привела к массовой ликвидации римских границ, перемещению огромного количества людей, которые искали безопасных мест поселений. Империя утратила контроль над большинством Европейских провинций.

Время занятия гуннами части Карпатской котловины и Паннонии точно не установлено. Во всяком случае, перед 420 г. они здесь уже обитали, активно вторгаясь в политические события. Кроме гуннов, здесь жили разные германские племена (готы, герулы, гепиды, скиры, руги, бургунды), а также аланы. Очевидно, они находились под властью гуннов. В 435 и 436 гг., как свидетельствуют письменные источники, гунны в качестве союзников Рима воевали с аламанами, франками. аланами и визиготами, а также бургундами.

В 434 г. власть над гуннами получил знаменитый в европейской истории Аттила и его сводный брат Бледа. Через некоторое время Аттила убивает Бледу и становится полновластным правителем гуннов и единственным властелином гуннского племенного союза. Центр гуннской политики перемещается с Северного Причерноморья в Подунавье. В 440 г. Аттила обвинил епископа города Маргуса, что в среднем Подунавье, в том, что он вошел в его страну и ограбил могилы гуннских царей. В связи с этим Аттила совершил крупный набег па прилегающие римские провинции и опустошил их. Через некоторое время он покоряет все племена, обитавшие между Дунаем и Тисой, захватывает их земли и создает здесь центр огромного, но не крепкого гуннского объединения. Свою ставку Аттила переносит в Паннонию. Завоевания Аттилы были, как выразилась И.П.Засецкая, триумфом господства гуннов в Европе.

40-е годы V в. были наполнены постоянными войнами с империей, разорением ее провинций. Особенно разрушительным был поход гуннов в пределы империи в 442 г., когда они ограбили многие города, укрепления и селения. Широко известным является также большое сражение с войсками империи в 447 г. у пролива Дарданеллы. Римляне потерпели поражение и должны были согласиться со всеми условиями гуннов. По существу, все восточные провинции были захвачены Аттилой. Под гуннским господством оказались многочисленные племена от Рейна до степей Восточной Европы. На севере влияние готов достигло Карпат. Об этом свидетельствует "княжеское" гуннское погребение в Якушовицах (Малопольша) и женское погребение в Енджиховицах (Силезия). "Держава" Аттилы представляла собой союз разноэтнических и разноязычных покоренных племени народов (тюркских, германских, иранских). Па базе этого объединения Аттила создал огромнейшую армию, совершавшую многочисленные походы глубоко на запад Европы и наводившую ужас на население. Были жестоко покорены франки, тюринги, бургунды. О влиянии Аттилы на Римскую империю говорит факт требования за помощь от императора Валентиниана руки его сестры Гонории и половины империи.

В 451 г. огромная армия варваров под руководством Аттилы выступила па Галлию. Римляне также готовились к сражению. Римскую армию возглавил выдающийся полководец Аэций. Он хорошо изучил гуннов, их военную тактику и стратегию, пребывая длительное время в ставке варваров в качестве заложника. Войска Аэция состояли, в основном, из германцев-визиготов под предводительством короля Теодорика и аланов под руководством вождя Сангибана. В состав войск Аттилы входили многочисленные разноэтннческие племена, ядро которых составляли германцы -остроготы и гепиды. Первыми руководили два брата - Деодемир и Видемир. Гепиды выступили под руководством своего короля Ардариха.

Огромное количество войск сошлись в битве в Шампании на Каталаунских полях. Иордан пишет: "Здесь схватились сильнейшие полки с обеих сторон и не было тут никакого тайного подползания, но сражались открытым боем. В этой битве самых могущественных племен пало, как рассказывают, с обеих сторон 165 тысяч человек, не считая 15 тысяч гепидов и франков; эти раньше, чем враги, сошлись в главном сражении, сшиблись ночью, переколов друг друга в схватке, франки на стороне римлян, гепиды на стороне гуннов". По мнению ряда специалистов, которое стало принятым в историографии, в этом сражении гунны потерпели поражение, их армия была разгромлена и в значительной степени уничтожена. Однако существует предположение, что в этой битве не было явного победителя, обе армии стали недееспособными и были дезорганизованы. Визиготы и римляне стали постепенно оставлять свои позиции. Предполагается также, что Аэций умышленно не разгромил полностью гуннов, поскольку остерегался быстрого увеличения мощи и влияния визиготов.

Аттила, заметив отход римского войска, еще долго находился в лагере, опасаясь какой-либо хитрости со стороны Аэция. Однако, убедившись, что противник не возвращается, Аттила двинул войска вслед римлянам на земли империи и разрушил многие селения и города. Их поход на юг Апеннинского полуострова задержала эпидемия в войсках. Аттила согласился на заключение мира с римлянами. Посольство возглавлял сам папа Лев. Заключив мир, Аттила ушел в Паннонию. Через некоторое время гунны предпринимают попытку подчинить себе аланов, обитавших в Подунавье. Однако на сторону тех стали визиготы во главе с Торисмудом - сыном погибшего в Каталунской битве короля Теодорика. В битве, состоявшейся в 453 году, визиготы нанесли поражение гуннам и изгнали их со своих земель.

В 454 году, во время своей свадьбы с княжной Ильдикой, Аттила неожиданно умирает. Иордан пишет, что труп великого короля был помещен в тройном гробу - золотом, серебрянном и железном. Похоронен он был тайно ночью. В могилу было помещено оружие, драгоценные фалары, всякого рода украшения. С целью предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому было поручено это дело". Так написал Иордан в своей книге "О происхождении и деяниях готов".

После смерти Аттилы власть перешла к его сыновьям. Они стали воевать между собой и разделили владения. "Держава" гуннов распалась. Иордан пишет по этому поводу: "Между наследниками Аттилы разгорелась борьба за власть... и пока они, неразумные, все вместе желали властвовать, все вместе и утратили власть". Первыми восстали против гуннского владычества германские племена гепидов во главе с королем Ардарихом. Гепидов поддержали другие германские племена.

В 455 году состоялась решающая битва. Ее красочно описал Иордан:

"И вот все вооружаются для взаимной погибели и сражение происходит в Паннонии близ реки, название которой Недао. Туда сошлись разные племена, которых Аттила держал в своем подчинении; отпадают друг от друга королевства с их племенами... неистовствуют друг против друга... можно было видеть и гота, сражающегося копьями гепида, безумствующего мечом и руга, переламывающего дротик в его (гепида) ране и свева, отважно действующего дубинкой, а гунна - стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герулы с легким оружием".

В битве при Недао гунны были окончательно разгромлены. Убитым оказался старший сын Аттилы Эллак. Два остальных брата убежали на восток, по мнению историков, в Северное Причерноморье. Через некоторое время они сделали попытку отвоевать Паннонию, однако не имели успеха. Их места уже были заняты остроготами.

На протяжении второй половины V в., судя по письменным источникам, гунны вновь неудачно воевали против германских племен и империи. Постепенно они растворились в степях Причерноморья (в значительной степени ассимилированы вновь прибывшими тюрко-язычными ордами - сурагуров, оногуров, урогов). Так закончилось короткое, но наполнено бурными событиями пребывание гуннов в Европе, круто изменившее ее историю.

Причины распада гуннского полугосударственного объединения очевидны. Оно держалось силой оружия и авторитетом Аттилы -блестящего полководца, не знавшего поражений. Письменные источники рассказывают о случаях жестокого наказания Аттилой непослушных племен, вплоть до полного истребления, даже гуннов. Так, например, он поступил с гуннским племенем акациров, только задумавших без ведома Аттилы заключить мир с римлянами.

Значение гуннской экспансии в Европу состоит в ускорении, а возможно, и придания толчка изменениям на политической и этнической карте Европы. Во время гуннских войн и после изгнания гуннов набрал динамизма процесс распада Западноримской империи. На ее руинах начали формироваться новые молодые государства, в основе которых лежали многочисленные варварские племена, стремившиеся найти на территориях римских провинций места обитания. Главную роль в этих событиях играли германцы, в основном готы.

А в Северном Причерноморье наступают времена быстрых и неясных передвижений различных тюркских кочевых народов, воюющих между собой за преобладание и уничтожающих друг друга. В первой половине VI в. здесь доминировали еще гунны-акациры. Во второй половине этого века их покорили сурагуры, уроги и оногуры. Применительно к началу VI в. византийские авторы сообщают имена разных народов и племен, сменяющих друг друга. Степные пространства запустевают. Они превратились, в последующее время, в коридор, по которому устремились на запад различные племена - тюрки, во главе с аварами, угры и протоболгары.

Материальная культура гуннов на территории Украины представлена недостаточно. Это объясняется относительно коротким пребыванием гуннских орд в Северном Причерноморье, а также характером их памятников. Они представлены разрушенными погребениями, обнаруженными в большинстве случайно. Очень мало из них исследовано специалистами. Планомерные исследования гуннских древностей трудны из-за изолированности погребений, отсутствия могильников как таковых. Очень редко над могилами были курганные насыпи. Они небольшие. Стойбища не выявлены.

Кроме того, следует иметь в виду, что в степях Украины, вместе с гуннами, обитали кочевники разного происхождения и антропологического облика, с разными обычаями и культурой. Поэтому культура гуннов, зафиксированная в уже сложившемся виде, представляет своеобразный сплав самых разнородных элементов, отразивших участие в ее создании многих покоренных народов, в Восточной и Центральной Европе. Прямых предшественников культуры гуннов не выявлено, а для выделения отдельных групп кочевников мало материала. Сначала предполагалось, что собственно гуннскими являются те погребения, где известны деформированные черепа (результат умышленного удлинения головы ребенка с помощью бандажей). Позже выяснилось, что такие черепа были характерны и для сарматов, и для некоторых германских племен. Сегодня археологи определяют гуннские памятники к их ареал с помощью нанесения на карту тех категорий вещей, которые непосредственно связаны с гуннами. Это бронзовые котлы, бронзовые китайские зеркала, специфически гуннские г-образные удила, элементы сложного лука, седла, трехлопастные наконечники стрел, диадемы и пр.

Большую работу но выделению гуннских древностей провела И.П.Засецкая. В основу ее методики положен принцип вычленения элементов, чуждых предыдущему населению степи - сарматам. Были выделены гуннские погребения с сожжениями и кострищами под курганом, бескурганные погребения со шкурой лошади или с захоронением коня целиком. Отличительной чертою гуннских погребений оказалось полное отсутствие посуды в погребениях, наличие в мужских захоронениях принадлежностей конского снаряжения. Особенно характерным признаком памятников гуннского времени является наличие украшений полихромного стиля.

На территории Украины известно сегодня около 20 гуннских погребальных комплексов и несколько случайных находок. Погребения разнообразны: телоположения и трупосожжения. Примером первого обряда может быть хорошо изученное погребение мальчика в Беляусе, опубликованное А.К.Амброзом. Мальчик лежал на спине в вытянутой позе, головой к северу в узкой яме, вырытой в полу античного разрушенного склепа. Части костюма располагались так, как его носили. У ног была сложена сбруя, а над ней, на покрытии могилы, лежали кучкой череп, нижние части четырех ног с копытами и бедро лошади, возможно остатки скомканной шкуры, снятой с головой и копытами, и кусок жертвенного мяса.

Типичным для гуннов является также погребение, исследованное в 1986 г. украинскими археологами в могильнике Кубей Одесской области, опубликованное А.В.Симоненко. В погребальной яме с подбоем был захоронен воин. Рядом располагались деревянное седло и узда. Седло было украшено золотыми пластинками с чешуйчатым орнаментом. Узда, другие части конского снаряжения, а также одежда кочевника богато украшены золотыми изделиями. В могиле лежал также лук с костяными накладками, наконечники стрел и железный кинжал.

Трупосожжения гуннов обнаружены еще в XIX в. возле с. Новогригорьевка Запорожской области. Здесь было девять курганов с могилами воинов в виде телосожжений под каменными насыпями. В ямах глубинен 0.7-1,23 м и диаметром до 7 м, опущенных до материковой глины, были рассыпаны останки, принесенные с погребального костра: уголь, пережженные человеческие, лошадиные и овечьи кости.

Погребения сопровождались мечами, наконечниками стрел, обкладками сбруи и седел. Встречены пряжки и очень редко глиняная и стеклянная посуда. Сверху набросаны камни. Иногда поверх камней, в центре, бывают кости и посуда от тризны.

Памятники гуннов известны также в районе г. Цюрюпинска (села Поди, Саги, Олешки) в Николаевской, Одесской областях, в Крыму. Могилы воинов, кроме конского снаряжения, сопровождались длинными мечами или палашами, различными скрепами для прикрепления кожаных частей сбруи. Гуннский лук - основное оружие гуннов, подробно описано Аммианом Марцеллином. Он говорит также о гуннских костяных отравленных наконечниках стрел. Однако в погребениях встречены лишь железные ромбические черенковые стрелы. Очевидно, костяные наконечники стрел в могилы не ложились. От лука до наших дней дошли костяные накладки. Существует мнение, что отличительным знаком, своеобразным жезлом гуннских правителей и наместников Аттилы был позолоченный лук. Остатки такого лука обнаружены в богатом погребении возле с. Якушовицы (Малопольша).

Женские могилы очень редки. Они сопровождались зеркалами, диадемами, янтарными ожерельями. Диадемы в виде широкого обруча, цельного или составного, укреплялись на кожаной основе с завязками сзади. Они, как правило, покрыты золотом, богато украшены камнями.

Типичными для гуннов были также котлы, литые из бронзы, на ножке, богато украшенные.

Хозяйственная и бытовая утварь практически не известна. Керамика также не изучена из-за отсутствия полноценных коллекций.

Основой хозяйства гуннов, как кочевников, было скотоводство. В стаде содержались кони, овцы, коровы, козы, свиньи. Аммиан Марцеллин пишет, что "...у них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касаются сохи". Скотоводство дополнялось охотой и грабежами. Именно последнее доставляло гуннам богатство, предметы роскоши, золото, деньги. Все это, очевидно, переплавлялось на украшения, соответствующие потребностям гуннов и их вкусам. Женщины занимались домашним хозяйством, приготовлением пищи, ткачеством, изготовлением одежды и воспитанием детей.

Среди ремесел очевидными были обработка кожи, ювелирное ремесло, обработка дерева. Важное значение, вероятно, имела обменная торговля с римскими провинциями в мирное время, с земледельческими племенами Лесостепи Украины и античными центрами Причерноморья. Отношения гуннов с покоренным населением и окружающими его племенами варьировались от рабства до союзничества и совместных походов. Кочевники остро нуждались в продуктах земледелия, поэтому война с соседями сменялась дружественными отношениями, налаживанием экономических связей, торговлей. Для их закрепления заключались браки между представителями знати. Судя по найденным археологическим материалам на некрополе столицы Боспора, местная знать в период гуннского завоевания сохранила свои богатства. Танаис, лежавший более 100 лет в развалинах, при гуннах был вновь полностью заселен. На Дунае гунны уводили к себе и поселяли в своих владениях население целых византийских городов. На новых землях, судя по источникам, поселенцы достигали большого благосостояния.

В своем общественном развитии гунны прошли за очень короткое время путь от племенных отношений и образования временных союзов для завоеваний до упрочения этого союза для господства над завоеванными народами Европы и создания при Аттиле кочевого государства с неограниченной властью предводителя.

В начале своей европейской истории гунны находились, по заключению исследователей, на первой (таборной) стадии кочевания (Плетнева С.А., Засецкая И. II.). Об этом свидетельствует характер военных действий гуннов этого периода - нашествие для уничтожения людей, захвата пастбищ. Основой общественного строя была военная демократия, когда войско - весь народ, а во главе общества .- вожди и старейшины. Очевидно, к этому периоду истории гуннов применительны слова Аммиана Марцеллина, что "они не знают ... строгой царской власти, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути".

В процессе образования межплеменного союза структура гуннского общества изменилась. В него вошли разноэтнические и разноязычные племена с разными культурными традициями и уровнем социального развития.

Двор Аттилы, но выражению Ириска Понтийского, подставляет собой "разноплеменную смесь", а варвары, кроме своего варварского языка, легко изучают готский или гуннский. В этот период, как свидетельствуют источники, в том числе археологические, происходит активный процесс имущественного расслоения общества, выделение родовой аристократии. Складывается определенный вещевой комплекс. отражающий быт и культуру племенной знати, очень богатой и влиятельной.

Во главе союза гуннов стоял вождь или главный правитель. Власть его была наследственной, о чем говорилось выше. Выдающимся вождем гуннов был Аттила. Во главе отдельных племен стояли родовые вожди, в большинстве случаев назначаемые самим правителем. Возможно, существовал институт наместников, также назначаемых правителем. Правитель имел свою ставку (двор), где жили его семья, приближенные и войско. Приск Понтийский, посол Рима, оставил нам описание двора Аттилы в Паннонии. Он представлял собой огромное селение с хоромами Аттилы, построенными из бревен и хорошо выстроганных досок, окруженными деревянной оградой. Хоромы украшали башни. Подобные строения имели и приближенные Аттилы. Отдельные хоромы имела жена Аттилы - Крека. По описанию Ириска Понтийского "внутри ограды было множество построек, из коих одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбою, а другие - из тесанных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начиная от земли, поднимались до умеренной высоты". Внутри Приск застал Креку, возлежащую на мягком ложе, пол был покрыт войлочными коврами, но которым ходили".

Чтобы понять всю значимость и необычность для рядовых гуннов этих строений, приведем слова Аммпана Марцеллина о том, что у гуннов нет "какого-либо временного жилья... Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение. ...У них нельзя найти даже покрытого тростником шалаша...".

Грабительские войны и огромные контрибуции обогащали племенную знать военных вождей. Они сосредотачивали в своих руках баснословные богатства, что позволяло укреплять свои позиции в обществе, следами этих богатств являются клады золотых римских монет и золотых предметов, никогда не бывших в употреблении, разбросанных по Европе. Такой клад найден в Петроссе в Румынии. Он содержал 18,8 кг золотой посуды и женских украшений. Еще одни клад обнаружен в Ходмезевашархее (Венгрия). Он состоял из 1440 золотых монет весом более 6 кг. В кладе из селения Бине (Словакия) было 108 золотых монет, а в с. Рублевка на Полтавщине находилась 201 золотая монета.

Эти примеры говорят о размерах богатства гуннской верхушки. Гунны стремились удержать в сфере своих влияний покоренные народы, включая их вождей в круг приближенных к правителю и в состав политической элиты. О присутствии при дворе Аттилы вождей германских племен свидетельствуют записки Ириска Понтийского. При дворе Аттилы была канцелярия, писари.

Однако развитие гуннского общества происходило в условиях войны и в очень короткое время. Социальная дифференциация, власть и богатства знати, как отдельной правящей прослойки, не были узаконены. Вся система государства держалась на авторитете и силе вождя. Поэтому гуннское общество сохранило доклассовый, варварский облик. Его основной ячейкой была семья. Десяток семей создавали табор. Такое количество семей составляло оптимальный вариант (группу) для обеспечения выпаса стада, его охраны и умножения. Несколько таборов составляли основу племени.

По подсчетам ученых, гуннское племя состояло приблизительно из 500 человек. Общее количество гуннов в Европе оценивается по разному: от 25 тысяч до 250 тысяч человек. Гунны, как всякие кочевники, имело военизированное общество. Главную военную силу гуннов, нацеленную постоянно на войну, грабежи, разрушения. получение дани, составляла легкая кавалерия, которая обладала колоссальной мобильностью, способностью к быстрому маневру, что создавало преимущество над войсками империи и германцами. Аммиан Марцеллин свидетельствует: "Они стают к битве, выстраиваясь в виде клина с отчаянным криком. Очень легко срываются с места и, иногда, внезапно и нарошно рассыпаются в разные стороны, неся смерть на широкие пространства. В. бою гунны использовали дротики, копья. Широко применялись длинные двусечные мечи, реже короткие. Гунны умело пользовались скрамасаксами, перенятыми у германцев. Они мастерски владели арканом.

О внешнем облике гуннов, их быте, нравах существует довольно богатая информация римских историков Прискоса, Аммиана Марцеллина, Иордана. Гунны относились к монголоидной расе. Из описаний следует, что их вид был далек от того, к чему привыкли представители империи, хотя они контактировали с множеством варварских народов Европы и Азии. Гунны были построены непропорционально, но отличались плотными и крепкими частями тела, толстыми затылками вообще столь страшным и чудовищным видом, что, как замечает Аммиан Марцеллин, их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесаны при постройке мостов.

Аммиан Марцеллин подчеркивает, что гунны были безбордыми, на лице вообще не было волос. Это достигалось тем, что при рождении ребенка ему глубоко изрезывали щеки острым оружием, тем самым задерживая появление волос. Таким образом, они стареют безбородыми и лишенными всякой красоты, подобно евнухам.

Клавдий Клавдиан также отмечает, что "у них (гуннов) безобразная внешность и постыдные на вид тела". Типичным представителем гуннского народа был Аттила. Его описал Иордан: "Но внешнему виду Аттила был низкорослый с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазками, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи), он проявлял все признаки своего происхождения". Готы предполагали, что гунны родились от связи ведьм и нечистых духов. Они тяжело и неохотно продвигались пешком, так как всю жизнь проводили на лошадях. Кони занимали в жизни гуннов особое место. Более всего, пишет Аммиан Марцеллин, они ухаживают за конями. Молодежь с детства, прикипев к лошадям, считает позором ходить пешком. Они словно приросли к своим лошадям, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них, на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаясь куплей-продажей, едят, пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда же приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещания они ведут, сидя на конях. Это подтверждает Приск Понтийский, описывая, как при встрече с римским посольством послы Аттилы устроили съезд вне города, сидя па конях, так как у варваров не было в обычае вести совещания спешившись”. Клавдии Клавдиан даже замечает, что гунны имеют "как бы двойную природу, которая их сочетала, двуобразных, тучерожденных с родными конями".

Гунны были скотоводами и это подчеркивают античные авторы. Аммиан Марцеллин отмечает, что "гунны не имеют постоянного пли определенного места жительства и домашнего очага, не имеют законов, а постоянно кочуют разными местами, как будто вечные беглецы, с кибитками, где проходит их жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужания. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина: зачатый в одном месте, родившийся в другом, далеко отсюда, а выкормленный еще дальше". "Найдя место, густо укрытое травой, они размещают свои кибитки кругом и кормятся по-звериному; уничтожив весь корм для скота, они опять двигаются. Гонят перед собой запряженных животных и стадо, пасут их. Все, что по возрасту и полу не годится для военного дела, держится возле кибитки и занимается мирными делами".

Из всех этих описаний можно сделать вывод, в какой степени непривычны были гунны для глаз европейцев. Ведь они не были похожими на прежних кочевников степей - скифов, сарматов, аланов, имевших европейские черты лица. Монголоидов они увидели впервые. Причиной таких преувеличении является также необычная жестокость гуннов. "Этот неукротимый народ, - писал Аммиан Марцеллнн, -пылающий неудержимой страстью к похищению чужой собственности, двигаясь вперед среди грабежей и резни соседских народов, дошел до земли аланов...". Другой автор - Евсений Иероним - писал в 389 г.:

"Вот весь восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях” что от крайних пределов Меотиды ... вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом."

Поэт Клавдий Клавдиан отмечает, что "их (гуннов) забава - разрезать лицо...".

Гунны одевались в одежду из полотна и звериных шкур, приспособленной для езды верхом. Полотняными были рубашки или халаты, запахивавшиеся на груди. Подол рубашки был выше колен, рукава длинные, ниже кистей рук. Ремни обуви заканчивались металлическими застежками, иногда разными на левой и правой ноге. Пряжки от ремней были массивными с утолщенной спереди рамой. На головах носили бесформенные уборы. При холоде на одежду набрасывали большие плащи-накидки, украшенные рисунками. Одежда носилась до полного износа. Воины носили золотые шейные гривны, реже браслеты и одну серьгу слева.

Женский костюм неизвестен. Можно только сказать, что необходимым атрибутом парадной одежды гуннской женщины была диадема.

Известнейшей чертой гуннской культуры, распространившейся и ставшей модной в период средневековья практически по всей Европе, является так называемый "гуннский" полихромный стиль. Это искусство возникло в среде гуннской знати и было своеобразным отражением ее упоения богатством (А.К.Амброз). Стремясь подражать знати, вещами, выполненными в "полихромном стиле" стали пользоваться и рядовые воины. Эта мода требовала покрывать все вещи тисненой золотой фольгой и инкрустировать их драгоценными цветными камнями. "Гуннский" полихромный стиль. в отличие, например, от сарматского, характеризуется преобладанием вставок красного цвета, широко использубтся драгоценные и полудрагоценные камни - гранат, сердолик, янтарь альмандин. Напайки камней делались на золотой основе. Широкое применение получила техника "клуазоне". при которой вся поверхность изделия покрыта геометрическим орнаментом, геометрическим орнаментом, образованным золотыми рамками, заполнеными плоскими цветными камнями (так называемая перегородчатая инкрустация).

В украшениях полностью отсутствуют зооморфные мотивы. Орнамент ограничен набором рубчатых прямых валиков и петель. Золотом и цветными камнями, разбросанными как бы россыпью, щедро украшены оружие, головные уборы, пояса, обувь, седла, сбруя коня. При этом создается впечатление особой пышности и богатства. Эффект производит блеск золота и .многочисленности камней.

По мнению исследователей, найденные богатые могилы гуннов, а таковыми являются практически все известные погребения, принадлежали не знати, а рядовым воинам. Вещи из этих могил сравнительно недорогие; под тонким листком золота скрыты бронза или серебро. Цельнолитых вещей в известных могилах мало и они мелкие. Очевидно, эти вещи были лишь доступным простым воинам подражанием гуннской высшей знати (А.К.Амброз).

Могилы этой знати еще предстоит найти археологам.

Источник: http://crimeaveb.narod.ru

РАЗДЕЛЫ
САЙТА