9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Православные церкви и монастыри Крыма

Свято-Успенский мужской монастырь

История возникнавения Свято-Успенского мужского монастыря связана с тем, что в восьмом веке правители Византии начали борьбу с иконопочитателями, что привело к закрытию многих монастырей в Византии. Монахи иконопочитатели, забирая с собой иконы, переселяются на окраины Византии, а Крым в восьмом веке Крым был ее северной колонией. И здесь, на полуострове, возникают монастыри в труднодоступных горных районах. Одним из них был Свято-Успенский мужской монастырь, который возник рядом с греческой деревушкой Мариамполь, а о появлении здесь чудотворной иконы Богородицы рассказывают легенды...

Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX веков, один из наиболее известных и посещаемых в Крыму. Он расположен в окрестностях города Бахчисарай в очень живописном ущелье Марьям-Дере или ущелье святой Марии, что в 2 км от города. Неподалеку от Успенского монастыря в ущелье Марьям-Дере расположены остатки средневекового поселения Салачик, а также мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе - татарские постройки XVI в.

Успенский монастырь представлял собой незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, а также часовнями, усыпальницами и другими сооружениями монастыря.

Местное христианское население поддерживала и Россия, а чтобы укрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально, о чем говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.). А благодатная сила монастыря была очень велика, поэтому даже мусульмане, и в том числе крымские ханы, приходили сюда на поклонение к Пречистой Богородице.

После захвата Крыма турками в конце XV в. Успенский монастырь стал не только резиденцией митрополита, но и центром Православия на Крымском полуострове. Сюда на богослужение иногда приезжали пленники-христиане, а также и русские послы. Приход монастыря насчитывал тысячи христиан.

Позже, в годы дипломатической борьбы России за влияние в Крыму, русское правительство добилось переселения христиан различных национальностей в Северное Приазовье, с целью ослабления экономики Крымского ханства. Главную и очень важную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению как раз и сыграло Духовенство Успенского монастыря.

И вот, в 1778 г. 31 тысяча православных человек, в основном земледельцев, скотоводов и ремесленников, под умелым руководством А. В. Суворова, переселилась на берег Азовского моря. Так, жители греческой деревушки Мариамполь, находившейся почти напротив монастыря, основали в приазовье город Мариуполь. Вместе с прихожанами из Крыма ушли и монахи, а Успенский монастырь опустел и частично разрушился.

В 1849 г. по инициативе архиепископа Хеpсонского и Тавpического Инокентия, от жителей Крыма поступило ходатайство в Святейший Синод о возобновлении Успенского скита. И вскоре  последовал указ Святейшего Синода от 4 мая 1850 г. о возрождении скита, и его стали называть Успенским скитом. А во время первой героической обороны Севастополя, которая состоялась в 1854 - 1855 годах, в святой обители был организован госпиталь для раненых. Раненные воины размещались в кельях, гостином дворе, а умерших от ран солдат хоронили на монастырском кладбище, находившемся напротив скита внизу, в долине, где до настоящнго времени сохранились надгробья...

К началу XX в. в Успенском монастыре действовал древний пещерный храм во имя Успения Богоматери. В скале ниже Успенской церкви в 1859 году, был высечен пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Выше храма в скальном помещении находились ризница и библиотека монастыря. Здесь также функционировал с 1878 г. храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, а с 1857 г. - храм во имя святителя Иннокентия Иркутского. На противоположной стороне ущелья в 1875 г. построен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При храме было 2 кладбища: братское и военное.

Все монастырские постройки в то время располагались в 3 яруса. Нижний ярус находился на подходе к монастырю и включал: ворота, гостиницу, трапезную и два фонтана. Средний располагался на уровне начала лестницы к пещерной церкви и в него входили: дом настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерные кельи. В состав верхнего яруса монастыря входили: 3 церкви, 13 пещерных кельи и колокольня. При этом верхний ярус венчали расположенные высоко на скале настенные росписи, а на плато отсюда вела лестница состоящая из 83 ступеней.

Рядом с Успенским монастырем, в долине между скал, располагался монастырский фруктовый сад, возле которого в 1867 г. была сооружена Гефсиманская часовня.

С установлением в Крыму советской власти, в 1921 г Успенский скит был закрыт, а на его территории расположилась колония инвалидов им. Артема. В 1929 г. монастырские постройки были проданы трудовой колонии и разобраны на строительные материалы. От монастыря сохранился только дом настоятеля у дороги, а также руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом.

Возобновлен Свято-Успенский монастырь в 1993 г. Его святыня - чудотворная афонская икона XVII в. Ватопедской обители - образ Божией Матери, именуемый «Пантанесса» («Всецарица»), имеющий благодатное Божие дарование приводить к покаянию и вразумлять чародеев, колдунов, экстрасенсов, а также исцелять тяжелые болезни, в том числе рак.

РАЗДЕЛЫ
САЙТА

Индекс цитирования