Кускус. Phalanger Storr, 1780 = Кускусы

•     Отряд: Marsupialia Illiger, 1811 = Сумчатые
    Семейство: Phalangeridae Thomas, 1888 = Лазящие сумчатые, кускусовые
  • Род: Phalanger Storr, 1780 = Кускусы
  • Вид: Phalanger carmelitae Thomas
  • Вид: Phalanger celebensis Gray = Целебесский кускус (Ареал: о-ва Сулавеси и мелкие соседние)
  • Вид: Phalanger gymnotis Peters et Doria = Одноцветный кускус (Ареал: Новая Гвинея, о-ва Ару)
  • Вид: Phalanger interpositus Stein, 1933 = Кускус Штейна
  • ФотоВид: Phalanger leucippus Thomas =
  • Вид: Phalanger lullulae Thomas, 1896 = Кускус Вудларка
  • Вид: Phalanger maculatus Geoffroy E. = Пятнистый кускус (Photo by J.-P.Ferrero) (Ареал: п-ов Кейп-Йорк в Австралии, Новая Гвинея, арх. Бисмарка, Керам)
  • Вид: Phalanger rufoniger Zimara, 1937 = Рыже-чёрный [чёрнопятнистый] кускус
  • Вид: Phalanger ursinus Temminck = Медвежий кускус (Ареал: о-ва Сулавеси и мелкие соседние)
  • Вид: Phalanger vestitus Milne-Edwards = Шелковистый кускус (Ареал: Новая Гвинея)
  • Вид: Phalanger orientalis Pallas = Пушистый или обыкновенный кускус

Род:Phalanger Storr, 1780 = Кускусы

Читать дополнительно: Мосты для поссумов

Все представители рода Кускусов (Phalanger =cuscus) - обитатели лесов и кустарниковых зарослей. Древесные формы. Активность ночная. День проводятсвернувшись клубком в густой листве или дупле. Питаются растительной пищей (листьями, плодами) и мелкими животными (насекомыми, птицами, яйцами). Самки приносят 1-2 детенышей.

Полагают, что обыкновенный кускус Phalanger orientalis происходит с Новой Гвинеи, и уже оттуда он распространился в другие места. Сейчас он встречается на юго-западных островах Тихого океана - Буру, Серам, Соломоновых и Молуккских, на севере новой Гвинеи и на архипелаге Бисмарка. Кускус обитает в лесах на высоте до 1600 м над уровнем моря. Иногда встречаются в садах. Фото

Как и все кускусы, имеет крепкое сложение, длина тела 35-55 см, средняя масса 2,1 кг (от 1 кг до 5 кг), самцы крупнее самок. Хвост хват ательный, на конце голый, покрыт острыми щетинками. Его длина 28-42 см. У самцов хвост белый, у самок он белый только на конце. Шерсть густая и пушистая, у самцов она окрашена в белый или серый (от светлого до темного) цвета. У взрослых самок окрас красновато-коричневый или коричнево-серый. Грудь белая. У самцов на груди расположены железы, выделяющие пахучий секрет, отчего грудь имеет желтоватый оттенок. От головы до хвоста по спине идет темная полоса. Молодые кускусы красновато-коричневые по окрасу. Фото

Пальцы разной длины первый и второй противоположны остальным, на всех пальцах искривленные когти. Подошвы ног безволосы. У самки четыре сосца. Глаза большие, длинные клыки, другие зубы обычные, приспособлены для размельчения пищи. Мордочка длинная по сравнению с пятнистым кускусом Spilocuscus maculatus.

Обыкновенный кускус недостаточно хорошо изучен. Его естественные враги - змеи Morelia amethistina), питон Morelia s. сheynei, хищные сумчатые Dasyurids, а также белобрюхий морской орел Haliaeetus leucogaster. Кускусы очень медлительны и неторопливо путешествуют по тропическому лесу в поисках пищи, которую составляют листья, семена деревьев, молодые побеги, цветы, фрукты и почки. В его рационе неспелые шишки красного кедра Toona australis, а также почки и цветы Carallia brachiata. В желудке одного животного были найдены части черного бобового дерева Castanospermum australe. В условиях содержания питается листьями и фруктами. Беременность у кускуса длится 13 дней. Обычно самки рождают двойню, но в помете может быть от 1 до 3 детенышей. Один из двойни часто погибает еще в молочном возрасте. Вес при рождении менее, чем 1 г. Размножение происходит круглый год, однако наиболее предпочтительны сезоны с июня по октябрь, хотя иногда детеныши появляются на свет в марте и декабре.

Самка размножается раз в год. Кускус ведет ночной образ жизни, проводя дневное время в дупле дерева. Кормясь, передвигается по лесу очень медленно на расстояние метра между остановками, его хвост обхватывает ветки, которые способны выдержать вес животного. По земле путешествует крайне редко медленной шаркающей походкой. В случае необходимости может передвигаться быстро, даже переходить на прыжки.

Кускусы держатся поодиночке, весьма агрессивны к соседям (были замечены стычки с пятнистым кускусом). В содержании неприхотлив и покладист, поэтому их часто содержат в качестве домашних животных. Местные племена охотятся на кускусов. Это редкое животное, внесено в Приложение II CITES и в список U.S. MBTA 1.( http://www.apus.ru/)