Шимпанзе в зопарке. Шимпанзе. Pan Oken, 1816 = Шимпанзе. Поведение, питание, размножение, речь, фото, изображение

Шимпанзе в зоопарке

Читать дополнительно: Шимпанзе ломают копья для охоты на галаго; * Взбесившегося шимпанзе застрелили...* Карликовый шимпанзе

До того, как я стал работать в Риядском зоопарке (Объединенные Арабские Эмираты), общаться с шимпанзе мне почти не доводилось. Московский зоопарк в конце 1970–1980-х гг. содержал из человекообразных только орангутанов и горилл, а для шимпанзе, как более обычного вида приматов, ни в старом, ни в новом обезьяннике не было места.

Я видел небольшие группы шимпанзе только в других зоопарках нашей страны и в Европе. Запомнился взрослый самец из Ленинградского зоопарка, которого содержали в небольшом помещении вместе с двумя самками. Он иногда приходил в ярость, бурно реагируя на присутствие рядом с его «апартаментами» какого-нибудь незнакомого мужчины. Выражалось это в истерических воплях и «крушении» подручными средствами (миской или палкой, а порой и рукой) решеток и полки в его клетке. Бедные самки при таком взрыве эмоций главы их семейства в ужасе замирали. Подобным образом вели себя и другие самцы, что видимо и останавливало сотрудников Московского зоопарка, которым более импонировали спокойные орангутаны и мрачные гориллы. Фото

Однако в довоенные и послевоенные годы в Московском зоопарке содержали шимпанзе. Так самец по кличке Парис родился в 1931 г., пережил военные годы и умер в возрасте 32 лет. А это по меркам шимпанзе – глубокая старость. В свои молодые годы он был опасен, и в клетку к нему никто не заходил. Этого самца часто вспоминают в публикациях о Московском зоопарке, поскольку за ним наблюдала известный зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Сообразительность Париса была просто удивительной. В свое время его приучили подавать руку для инъекций лекарственных препаратов. И вот, когда Парис стал старым и немощным и после перенесенного инсульта с трудом передвигался по клетке, каждый раз, увидев ветеринарного врача в халате, он подползал к решетке и протягивал руку, прося о помощи.

Вместе с ним обитали несколько самок. Одна из них, Красавица, родилась в 1946 г., а в 1949 г. появилась в Московском зоопарке. В молодости, до 8-летнего возраста, она подпускала к себе людей, но затем начала представлять опасность, и к ней в клетку тоже перестали заходить, продолжая общаться через решетку.

В те трудные для страны послевоенные годы люди во многом себе отказывали, но дневной рацион обезьян был очень разнообразен.

Хлеб белый – 500 г. Картофель вареный и овощи – 1,5 кг. Сухари – 50 г. Каша – 300 г. Орехи и подсолнечник – 50 г. Фрукты – 800 г. Капуста – 500 г. Лук – 150 г. Масло сливочное – 350 г. Сахар – 150 г. Молоко – 1,5 л. Соль, дрожжи, яйца, свежие овощи, ягоды, фрукты – периодически. Летом трава и, особенно, одуванчики, которые шимпанзе особенно любят.

В Риядском зоопарке на первых порах я так же недоверчиво относился к шимпанзе, но со временем проникся глубокой симпатией и интересом к этому виду. Надо заметить, что шимпанзе – генетически самый близкий к человеку примат. Различают два вида шимпанзе – обыкновенный (Pan troglodytes) и карликовый (Pan paniscus), или «бонобо». Исследования генетиков показали, что у человека и шимпанзе около 99% идентичных генов, и лишь 1% генов выделяет человека из группы человекообразных обезьян. Этот факт позволил современным систематикам отнести шимпанзе и человека к одному и тому же подсемейству Hominidae. Как оказалось, бонобо – самый близкий наш родственник из царства животных. Генетически он ближе к предковым формам шимпанзе и человека.

Помимо генетических, существует множество других доказательств нашего родства с приматами и, особенно, с человекообразными обезьянами. Например, множество одинаковых болезней, паразитов. Обезьяны в зоопарках часто болеют гриппом, воспалением легких, у них бывают сходные с нашими заболевания глаз, верхних дыхательных путей, печени, почек, сердца. Нередко обезьянам от людей передаются такие инфекции, к которым у них нет резистентности (устойчивости), и животные просто погибают. Но есть и собственно обезьяньи болезни, часто опасные для человека. Поэтому в современных зоопарках шимпанзе и других человекообразных содержат либо за витринным стеклом, либо на большом расстоянии от людей – за рвом, наполненным водой или на островах на искусственных прудах.

В природе шимпанзе всеядны и употребляют как корма животного происхождения, так и растения в виде молодых побегов, листьев, семян, плодов и цветов. В отличие от своих ближайших родственников – горилл, которые слывут заядлыми вегетарианцами, шимпанзе не прочь поохотиться на более слабых, чем они, животных. Их жертвами становятся не только птенцы, ящерицы, грызуны, но и мелкие копытные, такие как дукеры и дик-дики, телята газелей, а также мартышки, колобусы, и даже детеныши шимпанзе из других семейных групп. Правда, каннибализм присущ только некоторым самцам. Они сообща организовывают облавные охоты на мартышек и других животных....

Читать дальше: Шимпанзе в зоопарке

В.А. ОСТАПЕНКО. Шимпанзе в зоопарке. Данная статья была опубликована в № 32/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".