Альдрованда пузырчатая Aldrovanda vesiculosa.НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

Альдрованда пузырчатая

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

* Альдрованда пузырчатая

Альдрованда пузырчатая = Aldrovanda vesiculosa

АЛЬДРОВАНДА ПУЗЫРЧАТАЯ (Aldrovanda vesiculosa) спорадически распространенная во внутриконтинентальных прибрежных водах всех климатических поясов Земли, исключая самые северные районы, является единственным водным растением семейства росянковых. У нас в стране это миниатюрное растеньице можно встретить и в центральных районах европейской части, л на Кавказе, и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке. Совсем не имея корней, альдрованда свободно плавает в водоеме. Ее тонкий, слабо ветвистый травянистый стебель с мутовками из 7—9 листьев, похожих на листья венериной мухоловки, всегда находится под водой. Широкие плоские листообразные черешки листьев сужены возле листовой пластинки, где оканчиваются длинными шиловидными щетинками, которые, как пики, торчат во все стороны. Листовая пластинка состоит из двух полукруглых, наклоненных одна к другой половинок. Это ловчий аппарат растения. Край листФотоовой пластинки, усаженный заостренными одноклеточными волосками, загнут внутрь. Ближе к центру располагаются четырехлопастные крестовидные желёзки, которые выделяют слизь. В центральной части листовой пластинки, возле главной жилки, имеется множество сидячих округлых пищеварительных желёзок, а также большое количество чувствительных волосков. Добычей альдрованды служат рачки, туфельки и другие микроскопические обитатели водоемов. Задевая чувствительные волоски листа, они вызывают его закрывание; чем лист моложе, тем он быстрее закрывается. Поэтому ловят животных главным образом молодые листья двух — четырех верхних мутовок. Животные, попавшие в западню, некоторое время продолжают там плавать, но лист смыкается все плотнее и плотнее, пока его плоские края не соприкоснутся. При этом в центральной части листа образуется пузыревидная полость, из которой вода постепенно исчезает, заменяясь воздухом. Как предполагает Н. Г. Холодный (1948), исчезновение воды в пузырьках объясняется всасывающей способностью всех желёзок, а появление воздуха там, вероятно, связано с процессом фотосинтеза в окружающих зеленых клетках листа, которые на свету выделяют кислород. ДольФотоше всего вода сохраняется в углублениях возле жилки, в месте скопления пищеварительных желёзок, где и собираются все пойманные животные. Фабиан, Галан и Салагену (1968) обнаружили, что у альдрованды животная пища усваивается только в зрелых листьях-ловушках, откуда питательные вещества переносятся прямо к точкам роста растения, минуя фотосинтезирующие участки листьев. Незрелые ловушки пищи не усваивают. Многие листья, переварив свой первый улов, вскоре после этого отмирают. Но эту убыль вполне компенсирует быстрое образование новых листьев.

В мелких озерках стариц на Волге или Амударье можно наблюдать, как плавающие у поверхности воды особи альдрованды выставляют на воздух свои мелкие одиночные цветки. Пригретые и обсушенные солнцем, цветки раскрываются, освобождая крупные пестики с пятью торчащими столбиками и сердцевидные пыльники, заполненные зрелой пыльцой. Альдрованда — перекрестноопыляемое энтомофильное растение. Поскольку насекомых над водой бывает не очень много, цветки ее часто остаются неопыленными и процент завязавшихся семян очень низок. Поэтому альдрованда размножается главным образом вегетативно. С наступлением осенних холодов на концах ее веточек образуются зимующие почки, состоящие из плотно прижатых друг к другу зачатков листьев. Отделившись от растения, эти почки падают на дно и там перезимовывают. Весной из них развиваются новые молоденькие растения, которые легче воды, а поэтому всплывают наверх. Легкие цепкие стебли альдрованды без труда пристают к телу водоплавающих птиц, которые могут перенести их в другой водоем и там стряхнуть в воду. Таким образом растение получает новое жизненное пространство для своего распространения.