Хищные грибы друзья человека: примеры, википедия, фото, видео

Хищные грибы

• Оглавление раздела: Грибы

Хищные грибы друзья человека

Особенности и классификация хищных грибов Хищные грибы в микологии относили сначала к сапротрофам. Позднее стали выделять в отдельную группу. Хищный образ жизни, как считается в микологии, у этих грибов появился в глубокой древности. На это указывает то, что у представителей несовершенных грибов наблюдаются наиболее сложные ловчие приспособления. Вегетативный мицелий хищных грибов состоит из ветвящихся гиф, имеющих размер 5-8 мкм. Хламидоспоры и конидии грибов-хищников расположены на вертикально стоящих конидиепосцах разнообразного строения. Пищей хищных грибов являются нематоды — простейшие беспозвоночные и их личинки, реже грибы ловят амеб или других мелких беспозвоночных. Соответственно можно классифицировать хищные грибы в зависимости от их добычи.

Хищные грибыЛовчий аппарат хищного гриба Грибы-хищники можно классифицировать по типу ловушек. Первый тип ловушек — выросты гиф, покрытые клейким веществом. Второй тип ловушек — овальные или шаровидные клейкие головки, сидящие на веточках мицелия. Третий тип ловушек — клейкие сети, состоящие из большого числа колец. Такая ловушка образуется в результате обильного ветвления гиф. Например, подобные сети имеет Артроботрис малоспоровый. В такие ловушки-сети попадают нематоды и улавливаются ими. Гифы гриба, имеющего сеть-ловушку, растворяют кутикулу обездвиженной нематоды, а также проникают в ее тело. Этот процесс поедания нематоды грибом длится примерно сутки. Крупная нематода может оборвать сеть и уползти, но она погибает, так как гифы гриба проникают в тело беспозвоночного, что приводит к его гибели. Четвертый тип ловушки — механическая ловушка, в которой жертва сдавливается вследствие увеличения объема клеток и погибает. Внутренняя поверхность специальных ловчих клеток является чувствительной к прикосновению попавшего в нее животного и быстро реагирует, увеличиваясь в объеме и почти полностью закрывая просвет кольца. Примером гриба с подобной ловушкой является Дактилярия белоснежная. Образование ловушки может быть простимулировано присутствием нематоды или продуктов ее обмена. Также ловчие кольца формируются если грибу не хватает питания или воды. Хищные грибы предположительно выделяют токсины.

Хищные грибы в царстве грибов Хищные грибы распространены по всему земному шару, широко распространены во всех климатических зонах. Большинство представителей этой группы — несовершенные грибы (гифомицеты). К грибам-хищникам относятся также Зигомицеты и некоторые Хитридиомицеты. Хищные грибы произрастают на мхах и в водоемах, в ризосфере и на корнях растений. К хищным грибам относятся несовершенные грибы родов Артроботрис, Дактилярия, Монакропориум, Тридентария, Трипоспормна.

Хищные грибыДля борьбы с нематодами при выращивании овощных культур и шампиньонов были разработаны методы применения биопрепаратов (предварительное название — «нематофагоцид»), представляющих собой массу мицелия и спор в сочетании питательными субстратами: кукурузной сечкой, соломисто-навозных компостов и гранул, смеси торфа с соломой, подсолнечной лузгой и т. д. Биопрепарат получают в два этапа. Сначала на зерне или питательной среде с добавлением агар-агара в колбах выращивается маточная культура. Затем её используют для засева субстрата в 2–3-литровых стеклянных банках. К примеру, при выращивании огурцов высушенный биопрепарат соломисто-навозного компоста вносится дважды по 300 г/м2 (при низкой влажности, например, 58–60 % доза увеличивается втрое). Перед посевом семян биопрепарат равномерно распределяют по поверхности которую затем перекапывают на 15–20 см. При повторном внесении (через 15–35 дней) биопрепарат заделывают в почву на глубину 10–15 см. В той же дозе смесь компоста и гриба можно применять при окучивании, т. е. засыпании нижней части стебля. Этот приём стимулирует образование придаточных корней и продлевает срок жизни растения. Если препарат готовят на подсолнечной лузге, технология внесения в почву иная: первый раз вносят за две недели до посадки рассады в дозе 100–150 г/м2, второй — 5–10 г в лунке во время посадки. Можно вносить биопрепарат и под развивающиеся растения. В этом случае его заделывают в борозды из расчёта 100–150 г/м2.

По данным Всесоюзного института гельминтологии им. К. И. Скрябина, сохранность урожая огурцов при этом биометоде может достигать 100 %. При одноразовом внесении биопрепарата на подсолнечной лузге за две недели до высадки растений поражённость галловыми нематодами, по данным ВНИИ биологических методов защиты растений, снижалась на 30–35 %, при продолжительном внесении под рассаду — до 30 %. Соответственно снижалась и интенсивность поражения корневой системы. В случае с шампиньонами биопрепарат, выращенный на соломисто-навозном компосте и имеющий влажность 58–60 %, используют в дозе 300 г/м2. сначала в лунку вносят биопрепарат, а сверху посевной мицелий шампиньонов в той же дозе. Применение хищных грибов при выращивании шампиньонов повышало урожайность плодовых тел в среднем на 33 %. Данный биопрепарат испытывался ВНИИ охраны природы и заповедного дела совместно с ВНИИ молекулярной биологии и ВНИИ биологических методов защиты растений в тепличном комбинате «Белая Дача» и подсобном хозяйстве пансионата «Левково».

Читать дальше: Хищные грибы