Как часто (сколько) поливать кактусы. Пересадка кактусов.Кактусы в питании. Растение кактус. Колючки, иглы

Как часто (сколько) поливать кактусы

Opuntia

Как часто (сколько) поливать кактусы

Организация правильного полива кактусов - один из основных вопросов, который нужно четко усвоить любителю кактусов и суккулентов, чтобы вырастить красивые, регулярно цветущие и даже плодоносящие растения. Ведь основная ошибка всех начинающих (да и не только) любителей растений – это поливание кактусов и других суккулентов, как обычных комнатных цветов, т.е. приблизительно раз в три-четыре дня. Говоря о неправильном поливе кактусов, нельзя не сказать и об часто неправильном их месторасположение в комнате. Очень часто кактусы ставят в глубине комнаты, на северных окнах, перед монитором компьютера и в других мало освещенных местах, что ведет к их угнетению, неправильному росту и возникновению сразу очень многих других проблем, которые со временем приведут кактус к гибели.

Располагать же кактусы желательно на самом солнечном месте: окне, на лоджии или балконе, которые выходят на юг или восток. Кактусы, расположенные в мало освещенном месте, к тому же и при часто избыточном поливе, имеют нарушенный обмен веществ, их стебель набирает в себя много лишней воды и становится как бы рыхлым, а через некоторое время начинает тянуться, колючки его становятся мелкими и тонкими – в результате этого растение теряет свою декоративность и характерный для вида внешний облик. Растение при этом часто прекращает цвести, а через некоторое время, от частых переливов, растение начинает гнить и погибает.

Кактусов в пределах естественного ареала растут в основном в пустынных и полупустынных областях Америки, хотя эпифитные кактусы можно встретить во влажных тропических лесах а кактусы рода Melocactus и на побережье. В пустынях и полупустынях дожди идут редко, поэтому количество влаги очень ограничено, и кактусы в процессе эволюции научились накапливать влагу в своих стеблях и длительное время сохранять ее, сведя к минимуму ее потери на испарение. Именно поэтому, частый полив кактусам не нужен, а главное правило в поливе кактусов: лучше недо-полить их, чем пере-полить.

Основной источник воды у кактусов в природе – дожди, поэтому и поливать кактусы и суккуленты желательно «мягкой» водой (с низким рН), т.е. близкой к дождевой. Поэтому для полива больше всего подходит чистая дождевая вода, но также можно использовать воду, отфильтрованную с помощью бытовых фильтров для воды. Полив кактусов «жесткой» водой приводит к быстрому защелачиванию почвы, в которой находиться растение, что ведет к плохой работе корней растения и как следствие растение замедляется в росте, слабеет, становится восприимчивым к различным болезням.

Плоды кактуса

Воду, обычно используемую для полива, предварительно отстаивают 2-3 суток, а для уменьшения ее жесткости используют кипячение. Уменьшить жесткость воды можно и путем добавления щавелевой или ортофосфорной кислоты, количество которой зависит от объема и жесткости воды. Для этого несколько кристаллов кислоты бросают в воду, интенсивно перемешивают, а образовавшийся осадок удаляют. Подкислять воду можно торфом, а также азотной или уксусной кислотой, путем добавления нескольких капель ее на 1 л воды.

Повторимся, зимой кактусы не поливаются, поэтому полив начинают с приходом весны, когда растение проснулось и тронулось в рост. Этот момент легко определить по тому, как макушка растения (а это точка роста его) позеленела, и появился прирост молодых колючек на верхушке кактуса – одновременно с этим можно начинать осторожный полив. При этом ночная температура в месте содержания кактусов не должна опускаться ниже +150С. Первые поливы желательно проводить утром, чтоб в течении дня большая часть влаги впиталась растением, а излишки частично испарились, и к ночи, с понижением температуры, в почве осталось минимальное количество влаги, что уменьшит вероятность загнивания корней.

Первый полив желательно проводить осторожно, слегка смочив землю по углам горшка, в котором находиться растение на глубину приблизительно 1,5- 2,5 см., в зависимости от размеров растения и горшка. Температура воды при этом должна быть чуть горячей. Такая вода, пройдя через почву к корням, слегка остынет и к корням поступит теплая вода, что ускорит пробуждение растений от зимней спячки. С каждым следующим поливом количество воды увеличивается. Почва в промежутках между поливами должна полностью просыхать. К полноценному поливу можно приступать только когда растение полностью проснется и начнется активный рост. С установлением стабильно теплой (жаркой) погоды полив растений лучше проводить вечером.

Промежуток времени между поливами зависит от возраста и величины растения (объема земли в горшке). Маленькие растения и сеянцы нужно поливать чаще, взрослые и большие растения реже. В холодную или дождливую погоду кактусы поливать не нужно. Основное правило полива кактусов – почва между поливами должна просыхать полностью! С приближением осени, полив постепенно сокращают, а промежутки между поливами увеличивают. С наступлением устойчивой прохладной погоды, полив прекращается полностью и растения готовят для зимовки.

Как правильно поливать кактусы? Поливать их можно двумя способами: с помощью лейки сверху, либо снизу - через поддон. Каждый способ имеет свои преимущества и свои недостатки. При поливе сверху видно, сколько расходуется воды, земляной ком полностью смачивается водой. Но при таком поливе размывается и быстро защелачивается верхний слой почвы. Полив через поддон удобен тем, что почва в горшке не размывается, защелачивания верхнего слоя не происходит. Основная часть впитывающих воду корешков находится в нижней части корневой системы, поэтому корневая система в данном случае, работает более эффективно. Однако при таком способе полива, трудно узнать, сколько воды нужно растению - обычно оставшеюся в поддоне воду через час сливают. Помните, что количество и частота полива напрямую зависят от температуры и влажности окружающего воздуха, и чем ниже температура, тем реже нужно поливать растение.

Затем в горшке размещаем кактус так, чтобы корни свободно располагались внутри горшка, а корневая шейка находилась на 1-2 см ниже уровня горшка. Затем придерживая кактус, равномерно насыпаем почву по периметру горшка, периодически постукивая по стенкам горшка, чтоб земля плотнее улеглась. Трамбовать почву руками не нужно, так как она должна оставаться воздухопроницаема. Не нужно заглублять в землю и корневую шейку, так как она должна находиться на уровне поверхности. После завершения посадки кактуса его корневую шейку, как и всю поверхность земли в горшке можно присыпать мелкими декоративными камешками. Это, с одной стороны даст красивый внешний вид, а с другой - в жаркую погоду земля будет медленнее высыхать, а при поливе земля не будет размываться и загрязнять само растение. Единственный недостаток при этом - не видно состояния почвы и поэтому трудно определить время очередного полива...