Рога динозавров: О функции выростов, рогов и пластин у динозавров: особенности анатомии.

Загадки динозавров

ФотоПерейти в оглавление раздела " Особенности анатомии (строения) динозавров "

Палеонтологи выяснили назначение гребня птерозавра

Доисторические летающие рептилии птерозавры имели гребни на головах - зачем они были нужны? И вот редкий экземпляр черепаТупуксуара (Tupuxuara), найденный в Бразилии, позволил установить, что гребень использовался птерозаврами для привлечения внимания противоположного пола: самцы демонстрировали свои гркбни, демонстрируя половую зрелость. Эта необычная структура яркого цветана голове птерозавров походила на гребень гигантского петуха.

Обнаруженный череп принадлежал птерозавру-подростку. Вместо единого большого треугольного гребня от морды до затылка у него гребень состоял из двух частей, растущих навстречу друг другу. Палеонтологи считают, что когда эти части соединялись, птерозавр достигал половой зрелости. И это становилось заметным для потенциальных партнёров.

ТрицератопсыО назначение рогов трицератопса

Трицератопсы были массивными травоядными животными. Взрослые особи достигали в длину 9 метров и весили до пяти тонн. Их необычные атрибуты — костяные "воротники" вокруг шеи и три рога (по одному над глазами и ещё один над клювообразным ртом) — некоторым образом прославили этих существ. Рога трицератопсов развивались достаточно странным образом: у малышей они закручивались назад, но с возрастом направление менялось, и они росли вперёд.

Исследователи подвергли тщательному анализу черепа десяти трицератопсов, умерших в различном возрасте — от новорождённых до взрослых крупных особей. Размер этих черепов — от 30 сантиметров до 1,8 метра. У малышей длина рогов составляла всего пару сантиметров. Но со временем рога удлинялись, отклоняясь назад. Однако с возрастом у молодых особей рога постепенно начинали отклоняться в противоположном направлении, и у всех взрослых они уже росли прямо вперёд, достигая 90 сантиметров.

Учёные обнаружили, что с возрастом также менялся и "воротник": у молодняка на краях этого костяного щита были острые шипы, которые со временем сглаживались и почти исчезали у взрослых. Раньше предполагалось, что рога — это оружие для защиты от хищников типа тираннозавра. Но, изучив особенности роста этих органов, исследователи пришли к заключению, что они вовсе не имели такой функции. По-видимому, они были отличительным признаком, позволявшим особям узнавать друг друга и привлекать представителей противоположного пола. В общем, рога трицератопсам нужны были для того же, для чего и птерозаврам гребень, а стегозаврам пластины — для красоты.

Раскрыт секрет пластин стегозавра

Проведённое гистологическое исследование костей стегозавра обеспечило учёных информацией о социальном поведении и образе жизни этого существа. Стегозавры были неуклюжими травоядными, которые населяли мир в течение Юрского периода — приблизительно 210-144 миллиона лет назад. Самый изученный из стегозавров (Stegosaurus stenops) имел двойной ряд пластин на спине и две или три пары шипов на хвосте. Другие стегозавры имели меньше пластин, шипы вместо них или другие комбинации костных образований.

Ранее палеонтологи предполагали, чтобы пластины по своим функциям походили на уши африканских слонов, то есть, они поглощали высокую температуру и были предназначены для охлаждения животного. По другой версии, они нужны были для защиты или для привлечения партнёра для спаривания. Новые исследования показали, что в случае со стегозаврами и некоторыми другими динозаврами, а также современными полорогими жвачными животными и некоторыми парнокопытными, у которых имеется множество различных типов рожков, вовсе не обязательно должно существовать функциональное объяснение. Скорее всего, эти структуры были нужны животным для признания представителя своей разновидности.