Неандертальцы: гибель от холода, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

Неандертальцев погубил Великий холод

Оглавление раздела: Эпоха неандертальцев
* Конкуренты из Неандерталя
* Неандертальцы - кто они?
* Неандертальцы...
* В 12-м тысячелетии до Р.Х. началось глобальное потепление

Неандертальцев погубил Великий холод

Возможно, это самая ужасная из всех детективных историй за все время существования нашей планеты. Речь идет о смерти целого человечества - неандертальцев, которые когда-то жили в Европе, но почти 30 000 лет назад полностью вымерли. В число основных подозреваемых включают резкое изменение климатических условий и деятельность наших собственных предков (Homo sapiens). Теперь 30 ученых объединили усилия для того, чтобы, наконец, поставить точку в давнем споре и дать самый авторитетный ответ на все эти загадки.

Группа археологов, антропологов, геологов и специалистов по моделированию климата во главе с Тьердом ван Анделем (Tjeerd van Andel) из Кембриджского университета тщательно изучила обширный набор новых биологических, экологических и социологических данных, относящихся к промежутку между 20 000 и 40 000 гг. до н.э. Данные включают в себя образцы осадочных пород, исследования приблизительно 400 археологических месторождений и информацию, полученную от обследований окаменелых костей и каменных инструментов. К этому добавлены самые современные модели климата и радиометрические датировки человеческих и неандертальских стоянок и артефактов. Впервые исследователи смогли надежно проследить миграции обеих разновидностей гоминида. В результате основной причиной гибели неандертальцев признаны суровые зимы последнего ледникового периода.

Выяснилось, что неандертальцы не имели подходящей одежды или каких-либо технологических ноу-хау для того, чтобы успешно бороться с холодом. Причем все свидетельствует о том, что и первые люди современного типа едва не разделили ту же самую печальную участь несчастных неандертальцев.

Ледяные ядра, извлеченные из районов вечной мерзлоты в Гренландии, показали, что климат Европы очень сильно менялся на протяжении последнего ледникового периода, особенно 70 000 - 20 000 лет назад. Холодные ледниковые периоды прерывались более теплыми временами, и средняя температура могла повышаться и падать на несколько градусов в течение десятилетия. Изучение образцов, извлеченных из районов вечной мерзлоты, позволило обнаружить останки мелких животных, зерен пыльцы и прочие окаменелости, все это дает право утверждать, что изменения климата имели решающее значение для флоры и фауны того времени. Неандертальцы и кроманьонцы не имели никакой защиты от этих факторов.

Когда зимняя температура 30 000 лет назад резко упала до минус 10 °C и началось продвижение ледников, неандертальцы отступили из северной Европы на юг. Однако ученые теперь выяснили, что люди Ориньякской культуры (самые ранние люди современного физического типа, которые появились приблизительно 40 000 лет назад, в верхнем палеолите; эта археологическая культура названа так по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна во Франции) также не были способны справиться с холодом. Они также отступили на юг примерно 25 000 лет назад, о чем говорят несколько убежищ на юго-западе Франции и берегах Черного моря, вынуждено сосуществуя вместе с неандертальцами в южной Европе на протяжении тысяч лет. И те, и другие из последних сил боролись за резко сократившиеся жизненные ресурсы, оба человечества были близки к тому, чтобы навсегда исчезнуть с лица Земли, и только чудо позволило нашим предкам победить в смертельном состязании за право называться "наиболее развитой расой".

Неандертальцы вымерли приблизительно 28 000 лет назад. А 29 000 - 30 000 лет назад в Восточной Европе появились носители так называемой Граветтской культуры (Gravettians, верхнепалеолитическая культура, названа так по стоянке Ла-Граветт во французском департаменте Дордонь), тогда и появились новые орудия вроде копьеметалок (атлатлей) и рыболовных сетей, что позволило существенно расширить диапазон доступных видов добычи. Кроме того, пришельцы имели одежду, чтобы защищаться от холода, - сшитые между собой шкуры (неандертальцы тоже носили одежду из шкур, но именно поздние кроманьонцы научились шить меховую одежду, а не просто обертывать ее вокруг тела) и ткани, а также, возможно, более развитые социальные структуры. Их способность выносить холод, царивший в Европе 18 000 - 25 000 лет назад, позволила восстановить человеческую популяцию.

Источники: Big chill killed off the Neanderthals - New Scientist Neanderthals 'were frozen out of existence' - Ananova