Растения акации и муравьи: Симбиоз: муравьи и растения. Симбиоз в природе. Классификация межвидовых взаимоотношений организмов

Муравьи и насекомоядные растения непентесы

Непентес (Nepenthes)

Как муравьи ухаживают за хищными растениями

Рис. Ловчий кувшин N. bicalcarata

Муравьи помогают непентесам, следя за гигиеной их ловчих кувшинов и вылавливая из них личинок комаров, которые обкрадывают растения, поедая их добычу. Трудно представить себе более странную дружбу, чем та, что существует между муравьями Camponotus schmitzi и насекомоядным растением Nepenthes bicalcarata!

Camponotus schmitzi и насекомоядным растением Nepenthes bicalcarata

Растение это, как и другие виды непентесов, получает питательные вещества из насекомых, которые попадают в специальный ловчий кувшин – модифицированный лист, наполненный пищеварительным соком. Между тем муравьи C. schmitzi без страха путешествуют по скользким поверхностям растительной ловушки, свободно плавают и ныряют в пищеварительных жидкостях, добывая нектар и отбирая у растения часть добычи, не сумевшей выбраться из ловушки. C. schmitzi предпочитают жить рядом с N. bicalcarata, и выгода для муравьёв от такого соседства очевидна. Долгое время биологи полагали, что муравьи просто обкрадывают хищные растения, пока вдруг не обнаружилось, что и растения получают "навар" от этого содружества: непентесы, рядом с которыми жили муравьи, были крупнее, чем те, что росли без муравьёв под боком.

Группа исследователей под руководством Вальтера Федерле из Кембриджского университета (Великобритания) решила выяснить, как именно муравьи помогают насекомоядным непентесам. Во-первых, польза от муравьёв состоит в том, что они поддерживают ловушки растений в чистоте, следят, так сказать, за гигиеной непентесов. Во-вторых (и это, по мнению исследователей, важнее), оказалось, что C. schmitzi вылавливают из кувшинов N. bicalcarata личинок комаров, которые живут в жидкости, наполняющей эти ёмкости, и действительно обкрадывают растения, поедая попавшуюся добычу. Муравей C. schmitzi ныряет за личинками комара, плавающими в ловчем кувшине непентеса Личинки комаров, как известно, развиваются в воде, а потому в кувшинах непентесов много непрошеных гостей.

С помощью радиоактивных изотопов азота учёные проследили интенсивность поступления питательных веществ в растения в присутствии муравьёв и без них. В присутствии C. schmitzi поток питательных веществ в N. bicalcarata существенно возрастал. И, как особо подчёркивают исследователи в веб-журнале PLoS ONE, это происходило вовсе не потому, что растения начинали переваривать самих муравьёв, а как раз из-за уничтожения личинок-грабителей. Получается следующая схема: хищные растения, сами того не желая, предоставили инкубатор для личинок комаров, которые начали отбирать добычу у самих растений, но тут пришла помощь в виде ныряющих муравьёв C. schmitzi, которые стали уничтожать паразитов и заодно следить за гигиеной непентесов. В итоге и непентесы сыты, и муравьи, и все довольны – кроме, разве что, комариных личинок. ..