Летняя спячка, Спячка сурков, Сон у животных. Поведение животных

ФотоСпячка животных

Читать: Новое о зимней спячке
*Сон животных
*Спячка животных

У некоторых рыб и амфибий в периоды жаркой сухой погоды наблюдается особое состояние покоя, которое называется летняя спячка. С наступлнием такого периода эти некоторые виды животных зарываются в ил, пока он еще сохраняет мягкость, и затем у них происходит снижение интенсивности метаболизма. Сниженин обмена веществ до минимума, позволяет этим животным пережить условия острого дефицита влаги. Эти животные во время летней спячки дышат атмосферным воздухом, а их нормальная метаболическая активность возобновляется только с появлением влаги, когда водоемы (река, пруд или озеро) с окончанием периода засухи вновь заполняются водой. Двоякодышащие рыбы лепидосирен и протоптерус способны проводить в спячке не менее шести месяцев, переживая в особых гнездах в иле время, пока реки, в которых они живут, временно пересыхают.

Зимняя спячка характеризуется пониженной жизнедеятельностью, которая наступает у ряда животных в периоды, когда пища становится малодоступной, поэтому становится невозможным сохранение нормальной высокой активности животным и на уровне интенсивного обмена веществ. Поэтому, зимняя спячка — это состояние относительно низкой метаболической активности, которая связана с периодом низких температур в окружающей среде. Такая спячка позволяет многим видам амфибий, рептилий и млекопитающих, путем снижения энергетических потребности до минимального уровня, переживать периоды нехватки пищи. Для гомойотермных, т.е теплокровных животных имеет особенно важное значение, так как им для поддержания высокой температуры тела обычно необходима высокая интенсивность метаболизма.

Температура тела животных при настоящей спячке падает почти до температуры окружающей среды, при этом резко замедляются сокращения сердца, дыхание и общий метаболизм, а также рост организма и другие процессы развития, а само животное становится почти хладнокровным, т.е. пойкилотермным. В настоящую спячку могут впадать насекомоядные млекопиитающие (землеройки, ежи), грызуны (сурки, суслики, сони, хомяки), а также летучие мышей, питающихся насекомыми. По мнению ряда специалистов, большинство других видов животных, у которых наблюдается спячка в той или иной форме, на самом деле находятся в несколько другом состоянии: оцепенения, крепкого сна или псевдоспячки. К таким животным относятся многие рептилии (змеи, ящерицы, черепахи) и амфибии (саламандры, жабы, тритоны и лягушки). Они в случае повышения температуры среды могут просыпаться, с тем чтобы подкормиться или же для мочеиспускания.

Некоторые мелкие птицы и млекопитающие, у которых велико отношение поверхности тела к его объему, отличаются очень  интенсивным метаболизмом. Именно поэтому, когда по ночам они не могут потреблять корм, им приходится понижать температуру своего тела, чтобы избежать гибели. Такое явление, известно под названием оцепенения, наблюдается у колибри и у мелких насекомоядных летучих мышей.

Начало же зимней спячки связано с понижением температуры среды и укорочением фотопериода (светового дня), а также с накоплением соответствующих запасов пищи. Эксперименты показали, что в крови животных, находящихся в спячке, содержится определенный метаболит в виде фермента или гормона, который способен стимулировать спячку, и поэтому введение крови, взятой у находящегося в спячке суслика, бодрствующему животному вызывало у него спячку уже через двое суток (примерно через 48 часов). По мере снижения температуры тела до уровня частота сердечных сокращений может снизиться с 400 до 8 ударов в минуту, а основной обмен в этом состоянии не превышает 2% от нормального уровня.

При очень сильном охлаждении даже спячка не спасает животных от гибели, поэтому они стараются избегать замерзания, проводя спячку в утепленных гнездах или глубоких норах, где температура держится на значительно более высоком уровне, чем снаружи убежища. Кроме того, спящее животное, чтобы уменьшить энергозатраты с открытой поверхности тела, свертывается в комок, погружая и свою морду в мех, что способствует лучшему сохранению тепла организмом. При наступлении очень сильных морозов, когда температура тела снижается до 2°С, возникает реальная опасность повреждения органов и тканей. Поэтому, животное в таких случаях просыпается и начинает активно двигаться, стараясь повысить температуру тела, или же происходит автоматическое повышение интенсивности метаболизма, ао само животное даже не просыпаяется.

Услановлено, что многие зимнеспящие животные запасают резервную энергию в виде липидов (жироподобных веществ), которые здесь находятся не в твердом состоянии, а рассеяны по всей цитоплазме в виде жидких капелек. Липиды накапливаются обычно в буром жире - особой жировой ткани. Темную характерную окраску этой жировой ткани придают сферические митохондрии, которых много  содержат клетки бурого жира. А животное во время спячки расходует эти резервные липиды экономно и понемногу, на протяжении всего периода спячки. Зато как только оно просыпается, тут же резко возрастает и метаболическая активность клеток жировой ткани. При этом животное начинает сильно дрожать и генерирует тепло, используя освобождающуюся энергию, а кровь разносит образующееся тепло по организмую благодаря учащению сердечного ритма.

В первую очередь тепло поступает в жизненно важные органы, как сердце, головной мозг, легкие, что достигается благодаря сужению сосудов, идущих к другим частям тела, под воздействием симпатической нервной системы. Благодаря этому теплу, постепенно весь организм разогревается, что ведет к востановлению до нормы метаболических и физиологических функций организма.