Игровое поведение. Поведение животных

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Игровое поведение

Фото

Перейти в оглавление раздела:Игры, игровое поведение животных...

Игры животных

...Важную часть игрового поведения животных составляет специальная сигнализация. По мнению ряда авторов, в большинстве случаев животные не нуждаются в преднамеренном предупреждении о намерении поиграть – о нем свидетельствует контекст или общий стиль поведения. У ряда видов млекопитающих игру молодых часто инициирует взрослое животное. Так, львица, помахивая хвостом, побуждает львят начать играть с ней, самки шимпанзе щекочут детенышей, переворачивают их, кусают «понарошку». Но у животных с наиболее развитым игровым поведением существуют и особые, обеспечивающие это поведение сигналы-«пеpеключатели». Они извещают партнера о том, что с ним намерены играть и все действия, которые за этим последуют, – это игра.

Фото

Например, поза с пpижатыми к земле пеpедними лапами и виляющим хвостом пpедшествует игровой борьбе у львов и у псовых – такая поза не наблюдается ни в каких дpугих ситуациях. У обезьян существует особая «игpовая» мимика. Самая распространенная ее форма, имеющаяся у всех приматов – «игровое лицо» или «улыбка», когда животное широко открывает рот, не оскаливая при этом зубов. У некоторых видов обезьян сигналы-переключатели не только извещают о намерении играть, но имеют и более широкое значение – как сигналы дружелюбных намерений. Примером такого жеста, и приглашающего к игре, и просто оповещающего о дружелюбии, является наклон головы.

Наиболее богата игровая сигнализация у шимпанзе. Помимо «улыбки» Дж.Гудолл описывает несколько жестов, которые также служат оповещением о предстоящей игре («игровая походка», почесывание плечей, «переплетение пальцев»). Обезьяны, обученные языкам-посредникам, для приглашения к игре широко используют специальные «слова»-жесты или значки на клавишах компьютера.

Характерной чертой игрового поведения животных является тот факт, что в большинстве случаев оно сопряжено с перестройкой и сменой функций тех стереотипных фиксированных комплексов действий, которые составляют поведение взрослого животного. Зачастую они относятся к разным его категориям (половое, охотничье и т.п.), но переплетены в единый клубок. Исследовательница Луазос выделила ряд типов таких перестроек:

– может быть изменена последовательность движений;

– отдельные двигательные акты, входящие в последовательность, могут быть более интенсивными или многократно повторяться;

– нормальная последовательность действий или отдельные движения, входящие в последовательность, могут оставаться незавершенными в результате перехода к посторонним действиям;

– в игре могут перемешиваться акты, обычно связанные с совершенно разной мотивацией..

Движения, входящие в игровое поведение, могут не отличаться от тех, которые встречаются у взрослых особей при охоте, драках, половой и манипуляторной активности и т.д. Однако в игровых ситуациях последовательности движений часто бывают незавершенными: короткий галоп, остановка и возвращение галопом назад – у жеребят; садки без интромиссий – у детенышей макак-резусов. У черного хоря в агрессивных играх отсутствуют четыре агонистические реакции: две крайние формы нападения («умерщвление укусом в шею» и «атака из боковой стойки») и два крайних вида реакции страха («угроза из оборонительной стойки» и «визг»). У макак-резусов агрессивные наскоки часто не доводятся до конца, челюсти при укусах не сжимаются. Напротив, некоторые движения могут быть преувеличены по сравнению с нормальной функциональной ситуацией; это особенно относится к прыжкам и скачкам, часто наблюдаемым в подвижных играх, которые характерны для молодых животных практически любых видов. Часто отдельные движения повторяются много раз, не приводя к следующему элементу последовательности, как это должно было бы происходить в других ситуациях. Кроме того, может быть изменен порядок появления элементов: те действия, которые в нормальной последовательности появляются позже, при игре возникают раньше, и наоборот. Наконец, игровое поведение часто состоит из комплексов движений, относящихся к разным типам поведения, и эти движения могут оказаться перетасованными. В игровом поведении мангуста смешаны элементы охотничьего и полового поведения, а в групповых играх макак-резусов – элементы агрессивного и полового поведения.

Однако ни одна из этих особенностей не является общей для всех разновидностей поведения, объединенных под общим термином «игра», а некоторые из них встречаются и в неигровых ситуациях. С другой стороны, у животного могут случайно выработаться и новые движения, специфичные для игровой ситуации и, по-видимому, не имеющие функционального значения помимо нее. Например, очень активно и охотно изобретают совершенно новые движения дельфины.....

Читать дальше: Игры животных (игровое поведение)...

З.А. ЗОРИНА, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

РАЗДЕЛЫ
САЙТА