Класс Насекомые (Insecta) Книга рекордов: (Животный мир Крыма) Класс Насекомые (Insecta)ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

Книга рекордов: Класс Насекомые (Insecta)

Книга рекордов: Класс Насекомые. К. Ефетов

Насекомые — самый многочисленный по числу видов класс животных не только в Крыму, но и во всем мире. Число видов насекомых составляет примерно 70% всех видов животных. В мире насчитывается около 1,5 млн видов насекомых, в Крыму — примерно 25 000 видов. В классе насекомых самым многочисленным по видовому составу является отряд жуков, или жесткокрылых (Coleoptera).B Крыму их около 5000 видов.

• Самое крупное насекомое Крыма

Самым крупным насекомым Крыма (если оценивать по длине тела) является кузнечик из отряда прямокрылых (Orthoptera) — дыбка степная (Saga pedo Pall.) Размеры самок этого вида от головы до конца яйцеклада могут достигать 120 мм (длина яйцеклада до 45 мм). Этот вид размножается партеногенетически и самцы с территории Крыма не известны.Фото

Отряд Богомолы (Manteoptera)

• Самый крупный богомол Крыма

Самым крупным представителем отряда богомолов в Крыму является богомол обыкновенный (Mantis religiosa L.), длина тела у самок этого вида может достигать 76 мм.

Отряд Равнокрылые (Homoptera)

• Самое крупное равнокрылое Крыма

Самый крупный вид отряда равнокрылых в Крыму — цикада обыкновенная (Tibicen plebeja Scop.): длина тела до 37 мм, размах крыльев до 102 мм.

Этот вид относится к "долгожителям", развитие каждой особи продолжается 4 года (в основном на стадии личинки).

Цикада обыкновенная является и "самым шумным" насекомым Крыма. Самцы этого вида имеют специальный звуковой аппарат с резонаторами. "Песня" самца, служащая для привлечения самок, громче звуков, издаваемых другими видами цикад, а также такими признанными "музыкантами" как представители отряда прямокрылых (кузнечиковые, сверчковые, саранчовые). Интересно, что самки цикад не способны издавать звуки. По этому поводу древнегреческий поэт Ксенарх Родосский писал: "Счастливы мужья цикад, ибо жены их безголосы".

Отряд Жуки, или Жесткокрылые (Coleoptera)

• Самые крупные жуки Крыма

Самые крупные жуки относятся к подотряду разноядных (Polyphaga). Самым большим жуком Крыма является жук-олень (Lucanus cervus L.). У самцов этого вида верхние челюсти (мандибулы) сильно увеличены, в результате чего они превратились в характерные “рога”, отсюда происходит и название насекомого. Длина caмца жука-оленя (с рогами) может достигать 80 мм. Рекорд величины удерживает и личинка этого вида, длина которой до 135 мм. Жук-олень являет одним из насекомых-долгожителей, его личинка развивается 5...6 лет.

Самым крупным хищным жуком Крыма (подотряд плотоядные — Adephaga) является эндемик Kpыма — крымская жужелица (Ргосеrus tauricus Bon.), длина тела которой может достигать 52 мм (экземпляр в коллекции С. А. Мосякина).

• Самый редкий жук-эндемик Крыма

Одним из самых редких жуков Крыма является листоед чекиниоля (Cecchiniola platyscelidina Jacobson), единственный представитель рода Cecchiniola. Этот вид нигде в мире, кроме Крыма, не встречается. В Крыму же известны находки только из Симферопольского и Бахчисарайского районов. С момента описания этого жука (1908 г.) было найдено всего 16 экземпляров.

• Самые длинные усики

Среди крымских жуков самые длинные усики у дубового усача (Cerambyx cerdo L.): при длине тела до 55 мм усики у самцов этого вида могут достигать 110мм.

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые (Lepidoptera)

• Самые крупные бабочки

Самой крупной бабочкой Крыма и всей Еропы является грушевая павлиноглазка, или большой ночной павлиний глаз, (Saturnia pyri Den. et Schiff.) из семейства павлиноглазок (Attacidae). В размахе крыльев она достигает от 120 до 155 мм. Интересно, что эта гигантская бабочка за всю свою жизнь ни разу не ест, а живет за счет запасов, накопленных гусеницей.

Размеры бабочек принято указывать в размахе крыльев. Однако в зависимости от расположения крыльев относительно тела этот параметр у одного и того же экземпляра может принимать различные значения. Поэтому сразу оговорим, что здесь под размахом крыльев подразумевается расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками наружных краев передних крыльев, когда последние занимают такое положение, при котором это расстояние становится максимальным. Иными словами, это сумма длин передних крыльев и ширины груди в месте их прикрепления.

В Крыму обитают еще по крайней мере 7 бабочек, превышающих 100 мм в размахе крыльев. Пять из них относятся к семейству бражников (Sphingidae). Это мертвая голова (Acherontia atropos L.) — 105...130 мм, олеандровый бражник (Daphnis nerii L.) — 90...125 мм, вьюнковый бражник (Agrius convolvuli L.) — 95... 120 мм, сиреневый бражник (Sphinx ligustri L.) — 90... 110 мм и южный молочайный бражник (Hyles nicaea Prun.) — 80... 105 мм. К слову сказать, самым маленьким видом этого семейства в Крыму является карликовый бражник (Sphingonaepiopsis gorgoniades Hb.) — всего 25... 35 мм в размахе крыльев.

Кроме бражников, к крупнейшим бабочкам Крыма можно отнести самого большого в Европе представителя семейства совок (Noctuidae) — голубую орденскую ленту (Catocala fraxini L.) — 80... 105 мм, а также самую большую дневную бабочку полуострова из семейства парусников (Papilionidae) — Махаона (Papiho machaon L.). Один из самых крупных экземпляров этого вида — 103 мм в размахе крыльев — был обнаружен К. А. Ефетовым на мысе Алчак в окрестностях Судака 13 августа 1975 г. Необходимо, однако, отметить, что этот вид очень варьирует в размере, и встречаются особи, имеющие всего 55 мм в размахе крыльев. Если судить по размерам тела, то самой большой бабочкой Европы и Крыма будет считаться мертвая голова (Acherontia atropos L.). Длина ее тела (от головы до кончика брюшка) достигает 60 мм при ширине брюшка 15 мм. Для сравнения: у грушевой павлиноглазки эти параметры соответственно 45 и 15 мм. Мертвая голова уникальна еще и тем, что является единственной из крымских бабочек, способной издавать громкий писк, который возникает при колебании выроста верхней губы (эпифаринкса) при засасывании воздуха в глотку и выдавливании его обратно.

• Самые мелкие бабочки

Самые маленькие бабочки Крыма относятся к семейству молей-малюток (Nepticulidae). Так, обитающая на полуострове сливовая моль-малютка (Stigmella prunetorum Stt.) имеет всего 3,8...4,2 мм в размахе крыльев.

• Самый длинный хоботок

Самый длинный среди крымских бабочек хоботок имеет вьюнковый бражник (Agrius convolvuli L.). Длина хоботка этой бабочки в развернутом состоянии достигает 95 мм (т. е. в два раза превышает длину тела).

Хоботок настолько велик, что не помещается под оболочкой куколки, которая специально для этих целей несет дугообразно изогнутый отстоящий чехол длиной около 2 см. Хоботок будущей бабочки входит в чехол, затем, достигая его конца, поворачивает обратно, возвращается под оболочку куколки, где и умещается оставшейся длиной. Такое строение ротового аппарата необходимо бабочке для высасывания нектара из цветков с глубоким венчиком.

• Самые длинные усики

Самые длинноусые бабочки Крыма относятся к семейству, которое так и называется — длинноусые моли (Adelidae). Длина усиков у самцов некоторых видов этого семейства может превышать длину тела в 5 раз.

• Самые быстрые бабочки

Бражники (Sphingidae) — самые быстрые бабочки Крыма. Они способны развивать в полете скорость до 60 км в час.

• Самая малоподвижная бабочка

Самая малоподвижная бабочка Крыма — самка кистехвоста сомнительного (Teia dubia Tausch.) из семейства волнянок (Lymantnidae). Она вообще не способна передвигаться, так как не имеет ни ног, ни крыльев и никогда не покидает кокон. Крылатый самец отыскивает кокон самки, проделывает в нем конечностями отверстие и проникает внутрь, где и происходит спаривание.

• Самая долгоживущая бабочка

Самой долгоживущей бабочкой Крыма является пушистый коконопряд (Eriogaster lanestris L.), у него стадия куколки может продолжаться до 8-ми лет!

Если же говорить о взрослом насекомом, то тут одним из рекордсменов можно по праву назвать носатку-листовидку (Libythea celtis Laich.) из семейства носаток (Libytheidae). Лёт ее продолжается с июня, включая зимовку, до мая следующего года. На территории Украины этот вид обитает только в Крыму. К долгожителям можно отнести и другие виды, дающие одно поколение в год с зимовкой на стадии бабочки. Это лимонница (Gonepteryx rilainni L.) из семейства белянок (Pieridae), а также ряд видов из семейства нимфалид (Nymphalidae).

• Самая плодовитая бабочка

Самой плодовитой бабочкой Крыма можно назвать вредителя из семейства медведиц (Arctiidae) — американскую белую бабочку (Hyphantria cunea Dm ry), одна самка которой откладывает до 2500 яиц. Гусеница этой бабочки — рекордсмен по всеядности, она может повреждать до 200 видов растений. В основном это различные деревья и кустарники.

Американской белой бабочке принадлежит еще один рекорд — она появилась в Крыму позже всех других чешуекрылых. В Европу этот вид случайно завезли из Северной Америки, впервые в Европе бабочка была обнаружена в 1940 г., а в Крыму она обитает только с 1969 года.

• Бабочка с самым тонким обонянием

Самым тонким обонянием среди бабочек не только в Крыму, но и во всем мире, обладает малая павлиноглазка (Eudia pavonia L.). Обоняние самцов этого вида настолько совершенно, что они способны обнаружить самку по запаху на расстоянии 11 км.

• Самое многочисленное семейство бабочек

Самое многочисленное семейство бабочек в Крыму — совки (Noctuidae), которое представлено на полуострове более чем 450 видами.

• Самая изменчивая бабочка

Самая изменчивая бабочка Крыма относится к семейству пестрянок (Zygaenidae) и имеет соответствующее название — пестрянка изменчивая, (по-другому — пестрянка Эфиальт) (Zygaena ephialtes L.). Встречаются формы с пятью и шестью пятнами на передних крыльях. Эти пятна, в свою очередь, бывают белого, желтого или красного цвета. Задние крылья у разных форм могут быть красными, черными с красным пятном или черными с белым пятном. Поясок на брюшке тоже может быть разных цветов: красный или желтый.

Все эти разновидности генетически детерминированы. Так, например, желтый цвет определяется рецессивным геном, а красный — доминантным. Но самое удивительное, что распространение форм пестрянки изменчивой (Zygaena ephialtes L.) и замещающего ее вида пестрянки кавказской (Zygaena dorycnii Ochs.) совпадает с природно-географическим делением Крыма. Желтые формы изменчивой пестрянки водятся только в горной части полуострова (южнее Внешней гряды Крымских гор), красные формы — в степной части (исключая Керченский полуостров). На Керченском полуострове встречается пестрянка кавказская (Zygaena dorycnii Ochs.), ареал которой продолжается дальше на Кавказе.

• Семейство бабочек, известное только из Крыма

Из Крыма описано целое семейство бабочек — катаптеригиды (Catapterigidae). Его единственный представитель — катаптерикс крымский (Catapterix crimaea Zag. et Sin.), описанный, как и все семейство, петербургскими учеными А. К. Загуляевым и С. Ю. Синевым в 1988 г., пока известен во всем мире только из Крыма (гора Карадаг и с. Краснолесье).

• Дневная бабочка, известная только из Крыма

Сатир черноморский (Pseudochazara euxina Kusn.), относящийся к семейству сатирид (Satyridae), был описан в 1909 г. На всей планете он водится только в одном месте — в Крыму, на территории Ялтинского горно-лесного заповедника.

• Самая красивая бабочка

Олеандровый бражник (Daphnis nerii L.) считается самой красивой бабочкой Крыма, хотя здесь не может существовать объективных критериев, и каждый вправе сделать свой выбор. Это малахитового цвета насекомое, у которого в богатую гамму зеленых оттенков вкраплены нежно-розовые, фиолетовые и белые мазки.

• Самые редкие бабочки

Самая редкая и самая неуловимая бабочка Крыма — нимфалида хараксес Ясиус (Charaxes jasius L.). Она крупных размеров, красиво окрашена, имеет по паре изящных хвостиков на каждом из задних крыльев. Ареал обитания этого вида — побережье Средиземного моря. Но бабочку видели и в Крыму, хотя всего два раза. Первым ее встретил Великий Князь Николай Михайлович Романов (внук Николая и дядя последнего русского императора), известный как страстный коллекционер бабочек. Вот что по этому то воду писал лепидоптеролог С. Н. Aлфераки в 1876 г.: "Раз мне представляется еще случай писать о чешуекрылых русской фауны, то я воспользуюсь им, чтобы сообщить о существовании в России, именно в Крыму, самаго блестящаго представителя европейских Nymphalidae — Charaxes jasius L. Когда Августейший Почетный Президент Русскаго Энтомологическаго Общества Вел. Кн. Николай Михайлович предложил мне в начале 80-х годов принять участие в обработке Его коллекций.., я узнал от Его Высочества, что в конце 70-х годов, живя в Крыму в имении Ай-Тодор, Он видал великолепный экз. jasius, несколько раз присаживавщагося и позволившаго собою вдоволь налюбоваться; к крайнему сожалению, у Вел. Князя не было с собою сачка, и эта новинка для нашей фауны благополучно скрылась, дальнейшие поиски в той же местности не дали лучших результатов, и больше бабочка в Крыму не была наблюдаема. Много раз потом повторял мне и при мне Вел. Князь свой разсказ и свое сожаление о неудаче с этой бабочкой... Никакой речи об ошибочном определении бабочки тут быть не может, да и смешать этот вид ни с каким другим у нас в Европе нельзя".

Второй раз бабочку этого вида видел московский коллекционер М. И. Сироткин в августе 1957 г. в горах близ Мисхора. И опять Ясиус ускользнул. Самым интересным является то, что на территории бывшего Советского Союза эта бабочка больше нигде отмечена не была. А так как достоверность энтомологической находки может быть подтверждена только коллекционным материалом, загадка хараксеса остается пока неразгаданной. Одной из самых редких бабочек Крыма является пушистый коконопряд (Eriogaster lanestris L.). Известен лишь один самец, найденный на полуострове, причем очень давно, о чем свидетельствует печатная этикетка этого экземпляра, на которой лишь одно слово: "Крымъ" (с твердым знаком).

•Самая неожиданная находка бабочки в Крыму

Самой неожиданной находкой бабочки в Крыму можно назвать обнаружение в 1974 г. в окрестностях Севастополя К. А. Ефетовым пеструшки таволговой (Neptis rivularis Scop.) из семейства нимфалид , так как до этого в различных научных публикациях известные энтомологи Н. Я. Кузнецов, А. М. Дьяконов, С. И. Медведев и Ю. П. Коршунов (соответственно в 1929, 1958, 1960 и 1964 гг.) указывали на отсутствие этого вида в Крыму и даже объясняли причины его отсутствия.

Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera)

• Самое крупное перепончатокрылое Крыма

Самым крупным представителем отряда перепончатокрылых в Крыму является сколия-гигант (Scolia maculata Drury).

Самки этого вида могут иметь в размахе крыльев до 85 мм при длине тела до 50 мм. Самцы значительно мельче (длина тела до 32 мм). Личинки этого насекомого питаются почти исключительно личинками жука носорога (Oryctes nasicornis L.).

Отряд Двукрылые (Diptera)

• Самое крупное двукрылое Крыма

Самый крупный вид отряда двукрылых в Крыму — ктырь гигантский (Satanas gigas Ev.), длина его тела может достигать 50 мм.