Фауна пещер Крыма. ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

Фауна пещер Крыма

Животный мир Крыма

Физический мир пещер, как таковой, т. е. их мрак, однородная и почти постоянная температура, известная степень влажности и т. д., - накладывает неизгладимый отпечаток на обитающих в пещерах животных, создает вполне определенную и резкую биологическую среду. Темнота, например, воздействует на окраску поверхности тела животного, обесцвечивая его, на органы зрения, ведя к их редукции и даже к полному исчезновению и компенсируя зрительные дефекты гипертрофическим развитием органов осязания. Постоянная (сравнительно) температура пещер влияет на характер так называемых периодических явлений в жизни пещерных животных. Словом, каждый физический фактор, характерный для пещер, оказывает свое воздействие на облик и биологию пещерных животных.

Несмотря на недостаточное изучение крымских пещер, известно немало животных, водящихся в них. Над изучением пещерной фауны Крыма работало не очень много русских натуралистов, но среди них встречаются такие имена, как П.С.Паллас, Ф.П.Кеппен, В.И.Мочульский. В последние годы в пещерах Крыма не мало собрал материала В.Г.Плигинский.

В настоящее время из крымских пещер нам известно 17 видов простейших животных (Protozoa), 5 видов червей (Vermes), 1 вид моллюсков (Mollusca), 70 видов членистоногих (Arthropoda) и 5 видов позвоночных (Chordata), а всего 98 видов, по справедливому замечанию А.М.Шугурова, в своей массе требующих переисследования.

Из позвоночных известно несколько видов летучих мышей (Chiroptera), массами гнездящихся в ближайших к входу частях пещер: так называемый большой подковонос (Rhinolophus ferrum-equinum Schreb.), Rhinolophus hipposideros Bechst., Vespertilio murinus Schr., по данным А.А.Браунера, Myotis myotis Schr., по данным (еще неоп Фотоубликованным) С.И.Огнева. Рыб пещерных, чрезвычайно оригинальных, найденных, например, в пещерах Далмации, в крымских пещерах не открыто. В книге Кондараки ("Универсальное описание Крыма", Спб., 1873 - 75, часть VII) есть указание на то, что в пещерах Крыма, "в подземных бассейнах и вообще в соседстве речных истоков, где существуют мрачные гроты, налитые водой, живет протей" (Proteus anguineus Laur.), оригинальнейшая пещерная хвостатая амфибия, известная пока только из знаменитого Адельсбергского грота в Каринтии. Это указание чрезвычайно интересно для фауниста и было тщательно проверяемо А.А. Браунером и персоналом Таврического музея, но без всякого положительного результата.

Из остальных животных пещер Крыма интересны членистоногие, из коих многие, к сожалению, недостаточно еще изучены. Еще в 1864 г. В.И.Мочульский описал одного эндемичного для Крыма жука - Laemosthenus (Pristonychus) koeppeni Motsch. В последнее время В.Г.Плигинский описал еще двух жуков - так же крымских пещерных эндемиков (Trechus tauricus Plig. и Trechus jakobsoni Plig.) и, кроме того, указал, в качестве обитателя пещер, жука Choleva agilis Hl. Помимо того, имеется еще неописанный пещерный жук из рода Cymindis.

Кроме того, в литературе есть указания на то, что в 1911 г. работавшие в пещерах Крыма венские энтомологи А.Винклер и Мочарский нашли там пещерных представителей жуков из сем. чернотелок (Tenebrionidae), ближе пока не описанных. Этих слепых жуков никто раньше не находил не только в Крыму, но и вообще в Европе, и ближайшие родственники этих слепых крымских чернотелок живут в далекой Калифорнии.

Из других групп насекомых известны из крымских пещер: Bolitophila cinerea Mg., Sciara spectrum Wnrtz., Phora pulicaria Fall., Sciara sp., Tholida oculata Fald., Heteromorus margaritarius Walk., Oncopodura hamata Carl.; кроме того, А.М.Шугуров указывает, в качестве обитателей пещер в Крыму, Discoptila fragasoi Bol. и Gryllomorpha dalmatina Oesk. Большинство этих форм живет и на поверхности земли. Из всех этих насекомых особенно интересна Oncopodura hamata Carl. Не только вид, но даже и род, к которому принадлежит это маленькое, белое насекомое из группы простейших насекомых, описан на основании особей из крымских пещер. Таким образом, в нем мы имеем одно из характернейших для пещер Крыма насекомых.

Из клещей (Acarina) в пещерах Крыма известно несколько видов, между прочим, Ixodes hexogonus Leach., живущий и на поверхности земли. Из многоножек известен Lithobius Stuxbergi Sseliw., также встречающийся на поверхности земли. Из паукообразных (Arachnoidea) описаны: Lephthyphantes monticola Kulcz., Nemastoma caecum Groese (новый, только из крымских пещер известный, вид пауков-сенокосцев). Из ракообразных известна пещерная мокрица, Titanethes albus Schiodte.

Среди ракообразных (низших, из Copepoda) в крымских пещерах открыт новый вид Canthocamptus subterraneus Carl. Вид этот найден только в крымских пещерах. Его биологическое значение заключается в следующем. Как известно, представители группы Copepoda живут в водных бассейнах и составляют часть планктона пресных вод, вне которых они жить не могут. Но в пещерах не оказалось таких водоемов, как она поверхности земли, и пещерный рачок приспособился к жизни на влажном кале летучих мышей, покрывающем поле пещер.

Попутно заметим, что в крымских пещерах нередко можно встретить целые пласты кала летучих мышей, образовавшиеся в течение веков и представляющие собою своего рода гуано.

Из равноногих раков (Isopoda) в Крыму, в пещерах, найден тоже новый, нигде пока более не встреченный вид Ligidium caecum Carl., первый и единственный пещерный представитель рода Ligidium.

Этим списком фауна пещер Крыма, конечно, далеко не исчерпывается.

Изучение пещерной фауны - одна из самых интересных и заманчивых задач, и нам кажется, что на этом поприще любители природы, посещающие Крым, могут оказать специалистам одну из неоцененнейших услуг сбором материалов и вообще обследованием пещер. Фаунистические работы открывают перед исследователем очень широкие горизонты. Слагаясь из кусочков, перед умственным взором исследователя встает картина прошлого страны и развития в ней животного мира.

Из отдельных составных частей, быть может, на первый взгляд мало значащих, из сведений об обитателях мрачных пещер, куда не проникает солнечный луч, о животных, населяющих морские пучины, высоты гор, привольные степи, тенистые леса, горные озёра и пр., постепенно вырастает цельное и стройное представление о так называемом генезисе данной фауны, о том, как шло заселение страны животными и растениями и откуда они в ней появились.

На наш взгляд вопрос о зоологическом заселении Крыма со стороны Балкан или Кавказа нельзя решить бесповоротно ни в ту, ни в другую сторону. При современных наших сведениях о флоре, фауне и геологии Крыма и соседних с ним стран можно сказать достоверно лишь одно: Крым представляет маленький обломок некогда огромного материка, долгое время остававшийся изолированным островом и сохранивший лишь остатки богатой фауны, свойственной этому материку, и в то же время, благодаря изолированности и островному характеру своему, выработавший новые формы, свойственные только лишь этой стране. Крым - страна самых интересных зоологических возможностей и неожиданностей. И учёному специалисту, и вдумчивому путешественнику - любителю открывается еще широкое поле для интересных находок, которые могут явиться одной из букв утерянного в далёком прошлом алфавита, обладая которым люди науки смогут прочесть историю животного мира далёких, угасших веков...

С.А. Мокржецкий . ФАУНА КРЫМА. Крым путеводитель. Симферополь, 1914

Все материалы предназначены для использования в познавательных целях. При использовании в письменных ученических, студенческих и т.п. работах обязательна ссылка: Сайт "Мир животных".