Bradypus Linnaeus, Трехпалые ленивцы. Трехпалые ленивцы

Род: Bradypus = Трехпалые ленивцы

Род: Bradypus Linnaeus, 1758 = Трехпалые ленивцы

Читать: Трехпалые ленивцы

До недавнего времени роды трехпалых и двупалых ленивцев объединяли в одно семейство ленивцев (Bradypodidae). Затем ученые доказали независимую эволюцию этих двух групп.Сходство этих животных вызвано конвергентной адаптацией к растительноядному и древесному образу жизни. Большинство из признаков, приведенных в описании трехпалых ленивцев, свойственны и двупалым ленивцам... Существенны отличия между ними в строении черепа. Число шейных позвонков 8-9. На передних и задних конечностях по три сросшихся между собой пальца. Общая окраска волосяного покрова серовато-коричневатая, немного теснее на голове, на плечах обычно более светлая с коричневаыси отметинамит. В шерсти поселяются зеленые водоросли Trichophilus welckeri и Cyanoderma bradypi.

Обитают по окраинам лесов и долинам рек. Держатся поодиноче. Редко опускаются на землю, по которой почте не в состоянии ходить. В некоторые годы в начале дождевого сезона отмечались миграции протяженностью в несколько километров Питаются молодыми листьями, побегами, почками деревьев. Характерен крик, напоминающий "ай". Спаривание у одних видов происходит в течение всего года, у других в марте - апреле. Беременность 120-180 дней. Самка рождает одного детеныша обычно в начале засушливого сезона.

Ленивцы — чисто древесные животные, питающиеся листьями и проводящие всю жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. В связи с этим 3 пальца на задних и 2 или 3 пальца на передних лапах вместе с мощными изогнутыми когтями образуют как бы крючки, при помощи которых животные висят или медленно двигаются. В противоположность всем прочим зверям их шерсть имеет ворс, направленный не к брюху, а к хребту, так что дождевая вода легко скатывается с тела.

Единственный способ самозащиты этих безобидных животных — оставаться незамеченными, с чем и связана их крайняя медлительность. Среди листвы деревьев в дождевом тропическом лесу эти животные действительно совершенно незаметны, чему способствует зеленоватый оттенок их длинной грубой шерсти. Эта зеленая окраска серо-коричневой шерсти зависит от сине-зеленых микроскопических водорослей (Trichophilus и Cyanoderma), поселяющихся в продольных и поперечных бороздках волос ленивцев. На теле этих животных почти всю жизнь проводит еще один сожитель — особый вид бабочки-огневки, откладывающей свои яйца в шерсть ленивца.

Внутренние органы ленивца в связи с постоянным положением животного спиной вниз также расположены необычно для млекопитающих. Печень повернута к спине, прикрыта желудком и не соприкасается с брюшной стенкой; селезенка и поджелудочная железа лежат не слева, а справа. Мочевой пузырь очень большой и почти соприкасается с диафрагмой, трахея делает два изгиба и т. д. Питаются ленивцы листьями, молодыми побегами, цветками и плодами деревьев, которые обрывают жесткими, покрытыми ороговевшей кожей губами.

В исключительных случаях, когда нет корма, ленивцы переходят на соседние деревья по земле. Но на земле они совершенно беспомощны. Лежа с вытянутыми в стороны конечностями, они ищут, за что можно зацепиться когтями, и с трудом передвигаются на несколько метров. Ленивцы спят по 15 часов в сутки, иногда собираясь по нескольку животных вместе в развилке ветвей, и тогда они удивительно напоминают охапку сена. Дыхание и кровообращение у них очень замедленное, а температура тела может опускаться до 24—33°.

Испражняются они очень редко, примерно раз в неделю, обычно после дождя, и для этого группой спускаются к основанию дерева. Ленивцы устойчивы к голоду и переносят такие травмы, от которых другие звери погибают. Несмотря на то что на ленивцев интенсивно охотятся, так как их мясо по вкусу напоминает баранину, шкура используется для покрытия седел, а изогнутые когти — для ожерелий,— эти малозаметные животные сохранились во многих местах Южной и Центральной Америки там, где другие млекопитающие давно истреблены.