Археоптерикс. Древние ископаемые птицы и их предшественники

Археоптерикс.

Ископаемые "птицы"

Первоптицы Archaeopteryx и Archaeornis

Исследование скелетов этих птиц подтвердило правильность эволюционного учения о том, что птицы происходят от пресмыкающихся, так например, они имеют свободные с когтями пальцы, от которых начинаются крылья, хвост, состоящий из 20 отдельных позвонков, челюсти с зубами, склеротические кольца в глазницах, состоящие из многочисленных пластинок и т. д.

По величине Archaeopteryx был немного крупнее голубя. Летал он плохо, парящим полетом перелетая с одного дерева на другое или же на землю, откуда он взбирался вновь на деревья при помощи когтистых пальцев.

Archaeopteryx не был хищником. На основании исследования челюстей археоптерикса, усеянных мелкими зубами, палеонтологи пришли к заключению, что птица питалась плодами и ягодами, а также мелкими насекомыми и червями.

Остатки зубастых птиц были найдены в юрских отложениях близ Золенгофена в 1861 году (неполный скелет) и в Эйхштете в 1860 году (перо) и в 1877 году (полный скелет).

Один из скелетов очень хорошо сохранился. Оба скелета первоначально приписывались представителю одного и того же рода — Archaeopteryx.

Однако в результате новейших исследований установлено, что скелет птицы, выставленной в Берлинском музее, принадлежит представителю рода Archaeopteryx siemensi, а скелет, находящийся в Лондонском музее, — представителю рода Archaeornis litographica (или macrura).

На скелетах сохранились также отпечатки оперения. Оба скелета были проданы за большие деньги: неполный скелет был продан Лондонскому музею за 14 000 марок, а полный скелет — Берлинскому музею за 20 000 марок, первоначально этот: скелет был оценен в 36 000 марок.