Гипотезы: Происхождение птиц.Археоптерикс. Предки птиц. Археоптерикс. Диатрима. Фороракос. Древние ископаемые птицы и их предшественники

Происхождение птиц

Читать очерк сначала:Происхождение птиц

...Но вернемся к развитию представлений об эволюции птиц. В 1913 г. датский ученый Ганс Хейльман опубликовал монографию «Происхождение птиц», в которой предпринял сравнение известных архозавров с птицами. Он пришел к выводу, что птицы произошли от представителей одного из отрядов текодонтов – псевдозухий, и отклонил «тероподную» гипотезу Хаксли на том основании, что известные к тому времени тероподы не имели вилочки.

Точка зрения Хейльмана получила широкое признание только после издания его книги на английском языке в 1926 г., но зато потом постепенно стала общепризнанной среди палеонтологов, каковой и оставалась до второй половины XX в.

В 1969 г. уже упоминавшийся американский палеонтолог Джон Остром описал найденный им экземпляр динозавра-теропода дейнониха (Deinonychus antirrhopus) из семейства дромеозавров. Изучение этого экземпляра и других теропод, которые были известны к тому времени, привели Острома и ряд его коллег к выводу, что количество скелетных подобий археоптерикса и теропод настолько велико, что их нельзя объяснить конвергенцией. А это означало возрождение «тероподной» гипотезы Хаксли. Примечательно также, что Остром уничтожил возражение Хейльмана: у некоторых из открытых к тому времени представителей теропод нашлась и вилочка.

Гипотеза Острома была встречена со здравым научным скептицизмом. В конце концов скелетные особенности, общие у теропод и птиц, можно было все-таки посчитать и результатом конвергенции – как это делали еще во второй половине XIX в. ученые, не соглашавшиеся с гипотезой Хаксли, и как это делают сегодня сторонники теории текодонтной гипотезы. В особенности это относится к первоначальному сравнению анатомии дейнониха и археоптерикса. Возникала также проблема временного промежутка: дейноних был найден в отложениях раннего мелового периода, возрастом приблизительно 110 млн лет, а археоптерикс, как уже сказано, в более ранних слоях – возрастом в 145 млн лет. И хотя и дейноних, и другие известные тогда тероподы были настолько специализированы, что никак не подходили на роль прямых предков птиц, их собственные предки должны были бы уже существовать по крайней мере на 35 млн лет ранее. А таких находок не было.

Кроме того, возникала неясность с происхождением полета. Сторонники «текодонтной» гипотезы предполагали и предполагают, что предки птиц приобрели способность к полету, планируя с дерева на дерево. Но тероподы, которые заслуживали внимания как родственники птиц (в частности, дейноних), были крупными бегающими хищниками, которым нечего было делать на деревьях. Это склоняло Острома и его единомышленников к разработке моделей происхождения полета у бегающих форм, которые разрабатываются и поныне.* Сделать это непросто, и такие модели не раз критиковались как сторонниками «текодонтной» гипотезы, так и теми, кто видел и видит предками птиц все-таки теропод.

Стоит заметить, что в 1970-х гг. была выдвинута еще одна гипотеза происхождения птиц – от примитивных крокодилов сфенозухий. Однако это предположение было подвергнуто критике многими палеонтологами и никогда не имело широкой поддержки.

Между тем в 1970–1990-х гг. список особенностей, общих для теропод и птиц, продолжал расти, а, следовательно, предположение о конвергенции между ними становилось все более неправдоподобным, т.к. такая конвергенция по какой-то непонятной причине должна была затронуть череп, пояса верхних и нижних конечностей, позвоночник и т.д.

Впрочем, сторонники «текодонтной» гипотезы продолжают стоять на своем. По их мнению, нет особенностей, которые однозначно свидетельствовали бы о прямом родстве птиц с тероподами, а все их общие особенности они считают лишь поверхностными подобиями. Тем более, что те тероподы-дромеозавры, которые разделяют с птицами наибольшее число общих особенностей, например велоцираптор (Velociraptor mongoliensis), жили уже не на 35, а на 70 млн лет позже археоптерикса........

Читать очерк дальше: Происхождение птиц

Читать очерк сначала: Происхождение птиц

Данная статья была опубликована в № 38/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".