Рысь испанская. Felis (Lynx) pardinus = Рысь испанская. Кошачьих

Рысь испанская

Вид: Felis (Lynx) pardinus = Рысь испанская

Читать дополнительно: Рысь

Испанская рысь, Iberian lynx. Латинское название: - Lynx (Felis) pardinus. Другие названия: Иберийская рысь

Ареал: обитает в юго-западной Испании (большая часть животных населяет Национальный парк Кото Донана), несколько весьма немногочисленных популяций обнаружено и в Португалии. Сейчас ее ареал ограничен гористой местностью, хотя изначально она была широко распространена на большей части территории Испании и Португалии.

Существует большое внешнее сходство между испанской рысью и ее сородичами из Евразии, за тем разве исключением, что испанская рысь размерами вдвое уступает им, и характеризуется длинными ногами и очень коротким хвостом, черным на конце. Как и ее сородичи, испанская рысь имеет длинный мех, по бокам обрамляющий морду, сравнительно длинные черные кисточки на ушах, очень длинные усы и широкие лапы. К зиме их мех становится толще и бледнее по окраске.

Окрас: Испанская рысь светлее по окраске европейской рыси, а ее пятна более контрастны и резко выражены, придающие её окрасу сходство с окрасом леопарда.

длина тела 85-110 см; хвоста 12-13 см (максимум до 19 см), высота в плечах: 45-70 см. Самки несколько мельче самцов.

Вес: Ее среднем масса 3-8 кг, но максимально самки могут весить до 10 кг, а самцы до 13-15 кг.

Продолжительность жизни: Срок жизни в условиях дикой природы до 13 лет.

Среда обитания: обитает в лесных гористых районах, где населяет как сравнительно открытые лесные массивы, так и чащи.

Враги: Наибольшая угроза иберийской рыси была и все еще остается от человека. В последнее время одна из основных причин их смертности – гибель на дорогах от колес автотранспорта. Потеря места обитания - главная угроза, в том числе разрушение средиземноморских пробковых дубовых лесов.

Она питается большей частью кроликами, однако в ее рационе присутствуют детёныши оленей, зайцы, крысы, ящерицы, лягушки, утки, рыба и насекомые. Кролики составляют 75-100% из диеты рысей, в зависимости от области и время года, хотя опытные взрослые способны к сбиванию детенышей косули и даже благородный олень. Но нигде не могут они долго выжить без питания кроликом.

она активна в ночное время, а зимой, напротив, днем.

В экстремальную погоду, они укрываются в пещерах или деревьях. Несмотря на то, что они слабые бегуны, они - чрезвычайно эффективные охотники, с острым зрением и чувствительным обонянием, которые позволяют им разыскивать и обнаруживать свою добычу на расстояниии вплоть до 300 м. В поисках добычи они проходят в среднем около 7 км , при этом самцы путешествуют в среднем дольше, чем самки.

Рыси умело выслеживают свою добычу однако их самая общая техника охоты - находиться в засаде в течение ряда часов возле тропы, притаившись на толстом суку дерева, за пнем или у скалы, пока добыча не приблизится достаточно близко, чтобы молниеносно напасть на нее совершив несколько больших шагов .

Когда добыча пойманная, иберийская рысь протаскивают или бесшумно переносит добытую тушку животного на некоторое расстояние от места убийства. Только затем она начинает питаться. Рыси нередко прячут свою недоеденную добычу, чтобы возвратиться к ней назавтра и продолжить трапезу.

Социальная структура: Испанская рысь предпочитает одиночный образ жизнь. Пары образуются только на время брачного сезона. Индивидуальные охотничьи участки самцов имеют в среднем около 18 км2, у самок - 10 км2. При этом участки самцов не перекрываются, в то время как у самцов и самок частично покрываются, при этом участки самцов находятся в окружении участков самок, которые регулярно посещаются самцами. Границы своих территорий рыси метят запаховыми метками и защищают друг от друга. Взаимодействия между индивидуумами ограничены кратким спариванием и взаимоотношениями с родными котятами.

Границы охотничьих территорий приурочены к местам обитания их основной добычи - кроликов, и поэтому могут изменяться со временем в зависимости от их численности и распределения по территории. В местах с высокой плотностью поселения кроликов участки рыси могут составлять всего 3-4 км2.

Размножение: Самцы становятся половозрелыми только в 3 года и к этому сроку они обзаводятся собственной территорией; в противном случае самки не образуют пары с самцом, у которого нет территориальных владений. Самки обычно образуют одну пару за сезон, т.е. спариваясь только с одним самцом, но самцы, как правило, в течение сезона могут спариваться с несколькими самками.

Большинство мест, где обнаруживались логова, находилось в основании старых, полых деревьев пробкового дуба, что свидетельствует о том, как важны эти деревья для самок, будущих матерей.

Новорожденные котята остаются в логове где родились примерно первые 20 дней жизни, после чего их мать перетаскивае их на такой же период как минимум в три или четыре других логова. Этим, возможно, она предоставляет им большее по площади логово, так как они начинают развивать их моторные навыки, много бегают и играют. Таким перемещением котят самка также старается помочь защитить их от того, чтобы быть обнаруженным хищниками, так как фекальный материал и запахи постепенно усиливаются,. Выдавая место нахождения логова. Это, возможно, также помогает избежать сильной зараженности паразитами, которые постепенно накапливаются в логове.

Котята начинают есть твердую мясную пищу с 28 дня, но мать кормит молоком своих котят 5 месяцев. В возрасте 7-10 месяцев они готовы начать самостоятельную жизнь, однако продолжают жить во владениях матери до возраста 20 месяцев. Молодые рыси оставляют свое место рождения и проходит приблизительно еще 6 месяцев, пока они найдут их собственную территорию, которая обычно находится приблизительно в 10-20 километрах. В современные времена, этот период дисперсии котят часто оказывается фатальным. Почти 50% молодежи в тпериод расселения погибает в общем из-за человеческих причин (гибель дорогах под колесами машин, в колодцах и др.).

Самка рожает не чаще чем раз в год, и при успешнос выращивании потомства, следующие котята появятся не ранее чем через год.

Первый случай размножения испанской рыси в неволе имел место 29 марта 2005 г. Другие четыре щенка были рождены в 2006 и это, кажется, открывается перспективу будущего реинтродукции вида в других областях его прежнего места обитания. Есть сейчас 21 рысь в неволе, которые задействованы в программе их размножения. Планируется, что пленное население будет увеличено к свыше 60 особям к 2010 году.

Сезон/период размножения: Брачный период и спаривание можно наблюдать с января по июль, с пиком в январе/феврале. Пиковый родовой сезон приходится на март и апрель в центральной и южной Испании.

Половое созревание: Молодежь становится половозрелой только в 3 года.

Беременность: Беременность длится 72 - 78 дней

Потомство: В помете от одного до четырех детенышей, в среднем около 3 котят, из которых только 1-2 доживает до 10-ти месячного возраста.

Преследуется для кожи и мяса уже тысяча лет. Рысь высоко ценится и как привлекательный охотничий трофей.

Иберийская рысь была юридически защищена против охоты с начала 1970-х, но они все еще становятся жертвами огнестрельного оружия, ловушек и капканов, нередко предназначенных для других животных.Кроме того, продолжается незаконное преследование их как хищников, иногда нападающих на домашний скот.

Этот вид рыси является одним из самых редких млекопитающих на земле, и он внесен в Приложение I CITES, а также в списки IUCN, в категорию 1 (животные, подвергающиеся угрозе исчезновения). Испанская рысь - единственная из кошек в этой категории. По оценке на 2005 г. её популяция составляет по самым оптимистическим прогнозам до 100-200 половозрелых размножающихся особей. Потеря места обитания и деградация, также как и исчезновение их пищевого ресурса (кролики) содействует тенденции уменьшения численности вида.

Численность рыси ограничивается числом их основного корма, поскольку популяция европейских кроликов в последнее время значительно сократилась по причине неблагоприятной экологической обстановки и болезней подобно myxomatosis и геморрагическая пневмония.

Между 1960 и 1990 Иберийская рысь перенесла сокращение численности и ареала почти на 80 процентов.