Даурский ёж. Erinaceus dauricus Sundevall, 1841 = Даурский ёж

Семейство:Erinaceidae Fischer von Waldheim, 1817 = Ежовые

Род:Erinaceus Linnaeus, 1758 = (Обыкновенные) ежи

Вид:Erinaceus dauricus Sundevall, 1841 = Даурский ёж

Вид: Erinaceus dauricus Sundevall, 1841 = Даурский ёж

АреалФото обитания. Относительно малочисленный вид с сокращающейся численностью. Длина тела 195-250 мм. Обитатель степной зоны.

Распространение. В России находится северная периферийная часть ареала даурского ежа. Он заселяет Южное и Центральное Забайкалье. С запада ареал ежа ограничен линией, которая проходит через Торей и Джиду, Дэ- дэ-Ушотэ и Покровку в долине р. Иро. Северная граница ареала проходит по побережью Тушного озера, через устье р. Удунга и по западному побережью Убукуна; восточная - через устья рек Оронгой и Тунгуй, через села Усть-Киран и Шарагол, далее - на восток от Кепчайского и Яблоневого хребтов (1). В Западном Забайкалье в результате ухудшения условий обитания на больших площадях из-за распашки земель и интенсивного выпаса скота ареал приобретает мозаичный характер и исчезает на обширной территории от г.Улан-Удэ к югу до Гусиного озера примерно на 100 км. Вне России даурский еж обитает в Северо-Восточной Монголии и Северо-Восточном Китае (2) . Он заселяет равнинные ксерофильные степи, проникает в полупустынные и горные районы с каменистыми россыпями. В степях еж предпочитает участки, поросшие караганой, миндалем и кизильником; тяготеет к чиевым и пикульниковым степям. Основные стации - березово-осиновые колки, ивово-тополевые и черемухФотоовые заросли, поля и залежи. На залежах даурский еж чаще всего встречается в густых зарослях тарана (1, 3) . Почти повсеместно даурский еж предпочитает участки, заселенные тарбаганом, сусликом и даурской пищухой; часто живет в норах этих животных (1).

Численность. Точных сведений о численности даурского ежа нет. Прежде он считался обычным видом на многих участках своего ареала, например, в Агинской степи, в долинах рек Онон и Борзя. В настоящее время многие исследователи считают его весьма редким видом (4, 5).

Лимитирующие факторы. Особо резкое сокращение численности даурского ежа в Забайкалье, которое произошло после 1964 г., связано прежде всего с уничтожением колоний тарбагана, в жилищах которых зимовали ежи (4). Не менее, если не более, губительно на численности даурского ежа сказалось преобразование биотопов - распашка степей и залежей, вырубка колков, раскорчевка зарослей кустарников, а также развитие животноводства.

Меры охраны. Требуется обеспечить сохранение ключевых местообитаний даурских ежей. На берегу Торейских озер в Читинской обл. создан Торейский государственный российско- монгольско-китайский заповедник. (4). Необходимо создать особо охраняемую природную территорию в междуречье Селенги и Чикоя, а также решить вопрос о вольерном разведении с последующим выпуском в природу.

Источники информации: 1. Юдин,1971; 2. Каталог млекопитающих, 1981; 3.Фетисов, Хрусцеловский, 1948; 4.Щербак, 1977; 5. Швецов,1977. Составитель: В. А. Долгов. http://www.nnov.fio.ru/works/stream19/Фото st1-2/ppt/Даурский%20еж.htm

Erinaceus dauricus Sundevall, 1841

Описание. Даурский еж имеет своеобразный внешний облик, резко отличающийся от других видов не только класса млекопитающих, но и отряда насекомоядных: иглистый кожный покров; способность свертываться в клубок, выставляя наружу только иглы; плотное телосложение с хорошо развитыми ушными раковинами и большими глазами. Голова конусообразная, морда умеренно вытянутая. Иглистый панцирь на голове не разделен пробором или участком голой кожи на две части. Уши относительно короткие. Колючки с продольными бороздками и валиками. На каждой колючке один, реже два темных пояска. Размеры крупные: длина тела с головой 233—270 мм (в среднем 250 мм), длина хвоста колеблется от 24 до 38 мм, размеры ушей— от 29 до 34 мм.

Биология. Относится к пустынно-степному биологическому типу зверей и заселяет степные местообитания. В Бурятии стациями вида служат участки степей, поросшие караганой, миндалем, кизильником; встречается в березово-осиновых колках, ивово-тополевых и черемуховых зарослях, в чиевых и пикульниковых степях, полях и за­лежах. Везде его местообитания являются общими с даурской пищухой, сусликом и тарбаганом, норы которых он расширяет и достраивает. Активен в основном в сумерки и ночью, но иногда выходит кормиться засветло. В спячку залегает в первой половине сентября, просыпается в середине апреля. Большую роль в успешной перезимовке зверька играют норы тарбагана, куда он залегает в спячку. Приносит 1 помет в год с 5—7 детенышами, которые появляются в июне— июле. Питается в основном животной пищей, среди которой первое место занимают насекомые (прямокрылые и жесткокрылые). Диапазон кормов довольно широк. Среди остатков пищи определены, кроме различных насекомых, остатки жабы, узорчатого полоза, даурской пищухи, даурского хомячка, ягоды, тараножки, шиповника, кизильника

Факторы, определяющие изменения численности. Основной причиной крайней редкости даурского ежа в Бурятии является хозяйственная деятельность человека, вытеснившая его из природных местооби таний в результате выпаса скота и распашки земель. Немаловажную роль в снижении численности вида играет сокращение колоний тарбагана и даурской пищухи, с норами которых он экологически связан.

Меры охраны. Необходимо охранять местообитания вида, организовать степной заповедник.

Составитель Р. Т. Матурова.http://ngo.burnet.ru/redbook/fauna/de/de.htm