Европейский [обыкновенный] ёж. Erinaceus europaeus Linnaeus, 1758 = Европейский [обыкновенный] ёж

Вид: Erinaceus europaeus = Европейский [обыкновенный] ёж

Отряд: Insectivora = Насекомоядные

Семейство: Erinaceidae Fischer von Waldheim, 1817 = Ежовые

Род: Erinaceus Linnaeus, 1758 = (Обыкновенные) ежи

Вид: Erinaceus europaeus Linnaeus, 1758 = Европейский [обыкновенный] ёж

Обыкновенный,Фотоили Западный европейский еж - Erinaceus europaeus- известен еще как еж с коричневой грудью. Иглы шоколадно-коричневого цвета с коричневым мехом на брюшке. Длина тела 135-265 см, масса 700-1000 г, по другим данным 800-1200. Самцы несколько больше самок. Пятипалые конечности с острыми когтями: 2,3,4 пальцы одинаковой длины, имеют длинные когти, а 1 и 5 пальцы короче и когти на них меньше. Задние конечности несколько длиннее передних, но одной ширины с ними. Мордочка вытянутая, подвижная, глаза круглые, уши короткие, закругленные, почти спрятаны в меху.

Голова, спина и бока покрыты иглами длиной 20 мм (у ежа 5000 иголок). Иглы полые внутри, наполнены воздухом, друг от друга они отделены горизонтальными дисками для того, чтобы поддерживать их в вертикальном положении. В основании каждой иглы есть маленький шарик или пузырь, который находится на поверхности кожи и удерживает иглу в равновесии. К каждой игле под Фото веден мускульный отросток, отчего еж может поднимать или опускать иглы и даже расставлять их в угрожающей позе. Растут иглы так же, как и волосы. Иглы белые у основания и на конце, сами же они окрашены полосами попеременно в черный, белый и коричневый цвета. Мех на мордочке у ежа, на ногах и на брюшке имеет окраску от желтовато-белого до темно-коричневого.

В России чаще встречается серая окраска (голова, бока и брюхо), иглы с темными поперечными полосками. Верхние резцы ежа широко расставлены, оставляя место для прикуса нижними резцами. Еж всеяден, питается беспозвоночными, предпочитая земляных червей, слизней и улиток. Особое лакомство для него представляет Glomeris marginata, Tachypodoiulus niger, Carabus nemoralis. Поедает лягушек, мелких рептилий, птенцов, мышей, падаль, птичьи яйца, желуди и ягоды.

Спаривание происходит в апреле-августе, беременность длится 31-49 дней, потомство рождается в мае-октябре, самка приносит 1-9 детенышей, за которыми ухаживает на протяжении 4-6 недель. Если самка рождает детенышей достаточно рано, она может принести и второй помет. Ежата рождаются с иголками, которые втянуты под кожу, после рождения у них появляется около 150 иголок, мягких и белых. Через 36 часов после рождения появляются темноокрашенные иглы. После чего появляется третья смена иголок. Через 11 дней ежата умеют скатываться в клубок, обороняясь, а на 14 день у них открываются глаза. В месячном возрасте ежата выглядят, как миниатюрные копии своих родителей.

Ежи ведут одиночный образ жизни за исключением периода спаривания. Они издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и храпят, а также клацают зубами. Молодые животные, находящиеся в гнезде, издают свист и кряканье, подобно птицам. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за колючками, а язычком вылизывают грудь. Ночью ежи путешествуют. Они отличные пловцы, умеют и лазать. Один фермер повесил сушиться пару брюк, а утром обнаружил в кармане у них ежа, хотя брюки висели на расстоянии четверти метра от земли. Ежи имеют способность проползать под или через в узком лазе. Несмотря на то, что ежа принято считать медлительным животным, он умеет передвигаться довольно быстро.

Ежи устраивают гнезда в кустах, в ямах и пещерах. Имеют зимние и летние норы. В зимних норах они спят в период с октября по апрель, их сон не столь продолжителен, как у других млекопитающих.

Обыкновенный еж, подобно другим ежам, восприимчив к запахам. При встрече с пахучим объектом, он лижет его, у него начинает выделяться слюна, которой еж потом обрабатывает иголки. При спаривании самец на протяжении нескольких часов кругами ходит вокруг самки, пока не спарится. Иногда самка ощетинивает иголки и может толкнуть самца, если он слишком приблизится. Потом она опускает иголки. После спаривания самец и самка расходятся.

Живут ежи в условиях содержания 6 лет.

Распространен в Ирландии, Британии, Западной Европе и Южной Скандинавии, а также на островах у побережья Италии. Редко встречается за 60 градусами северной широты. Встречается и в горах. В России обитает в средней полосе европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири в пойменных и лиственных лесах, парках, на полянах и опушках. Сплошных лесов и болот избегает, предпочитая разреженные сухие участки. День проводит в гнезде из веток и листьев, которое строит под корнями, или в других укрытиях. Весной часто попадается и днем, когда активно отъедается после зимней спячки. В Европе предпочитает открытые леса и травянистые равнины, кустарник, песчаную местность и парки.