Зубры. Род:  Bison = Зубры. Bison bison Linnaeus = (Американский) бизон. Bison bonasus , Европейский зубр

Род:  Bison  = Зубры

Род:  Bison Smith H., 1827 = Зубры
  • Систематика вымерших ископаемых видов рода Зубры :
  • Вид: Bison palaeosinensis † Teilhard de Chardin et Piveteau =
  • Вид: Bison schoetensacki † Freudenberg = Бизон Шетензака
  • Вид: Bison priscus † Bojanus = Первобытный бизон
  • Вид: Bison sivalensis † Lydekker =
  • Вид: Bison tamanensis † Verestchagin N. =
  • Вид: Bison voigtstedtensis † Fisher =

Род:  Bison Smith H., 1827 = Зубры

Размеры средние и большие. Телосложение тяжелое. Длина тела зубра достигает 220—--300 см, длина хвоста 50—ПО см, высота в холке 140—200 см. Масса 430—1000 кг. Длина тела самца бизона достигает 304—308 см, самки 213—289 см; длина хвоста самца 33—91 см, самки 30—50 см; высота в холке самца 167—186 см, самки 152 см. Масса самца 460—720 кг, самки 360—460 кг. Самки значительно меньше самцов. Передняя часть тела мощно развита, а задняя несколько ослаблена. Холка высокая горбовидная и спина сильно поката вниз, к хвосту. Сравнительно короткая, массивная голова с широким лбом посажена низко. Уши короткие и широкие, глаза небольшие. Рога имеют самцы и самки (меньших размеров). Рога относительно небольшие, толстые у основания, с загнутыми внутрь вершинами, в поперечном сечении круглые. Поверхность рогов гладкая. Копыта крупные. Цвет копыт и рогов серо-бурый или буро-черн ый. Волосяной покров густой, в передней части тела высокий, в задней низкий. Окраска его варьирует от серо-бурой до рыже-бурой и темно-бурой; летом она более светлая. На подбородке и по вязу шеи растут удлиненные волосы. Линька у зубра происходит весной, раз в году, а у бизона два раза — весной и осенью. Зимний мех более высокий и густой, чем летний. На морде и на конечностях специфических кожных желез нет.

Череп широкий, несколько укороченный с сильно пневматизирован-ными костями. Края орбит сильно выдаются в стороны, особенно у старых животных. Слезные кости без ямок для предглазничных желез. Эт-моидальных отверстий нет. Межчелюстные кости не достигают носовых костей. Верхние щечные зубы гипселодонтные с дополнительной призмой на внутренней стороне.

Остистые отростки грудных и седьмого шейного позвонков очень сильно удлинены. Диплоидное число хромосом у зубра и бизона по 60.

Распространен в Северной Америке и местами в Европе.

Об Род:  Bison Smith H., 1827 = Зубрыитают в лесах равнин и гор, в лесостепи и степи. Питаются травянистыми, а также древесно-кустарниковыми кормами. Зубры в Беловежской пуще летом в основном питаются свежей и сочной травой и в значительно меньшей степени тонкими ветками деревьев, кустарничками и т. д. Зимой кормом для них служат сено, тонкие ветви и кора ясеня, ивы, осины и др., древесный лишайник. Бизоны питаются травянистыми растениями прерий. В жаркое время года зубры ходят на водопой минимум два раза в сутки. Активны в основном утром и вечером. Держатся стадами. Самки зубров образуют группы по 6—8 голов, реже по 10— 15; самцы встречаются поодиночке или по 3—4 особи вместе. Бизоны держатся группами по 4—20 особей, а иногда объединяются в крупные стада, в прежние времена насчитывающие тысячи голов. У зубров в Беловежской пуще сезонные миграции почти отсутствуют, а на Кавказе довольно четко выражены вертикальные перемещения: летом выше по склонам гор, вплоть до верхней границы леса, а зимой — вниз. У бизонов отмечейы осенние миграции на 200—300 км к югу и весенние — возвращение на летние пастбища.

Гон у зубров приходится на август — первую половину сентября. Самцы в это время иногда устраивают схватки между собой. При одном самце в этот период находится от 2 до 6 самок. С ними остаются и телята. Продолжительность беременности около 9 месяцев. В мае — начале июня происходит отел. Самки приносят, как правило, по одному теленку, масса которого колеблется от 22 до 23 кг. В недельном возрасте теленок уже повсюду следует за матерью. В 19—22-дневном возрасте теленок начинает подкармливаться травой. Лактация продолжается от 5 месяцев до года, а иногда и несколько дольше. Теленок остается с матерью до 1—2 лет. В оптимальных природных условиях самки размножаются ежегодно. Половозрелость наступает в 2—3-летнем возрасте. Гон у бизонов приходится на июль — сентябрь; самцы в это время держатся с самками. Брачное поведение самца может быть определено как «временная моногамия»: в течение нескольких дней он держится около самки, находящейся в эструсе, и Фото отгоняет от нее других самцов, иногда устраивая с ними схватки. Беременность 270—300 дней. Рождение детенышей в Канаде происходит с середины апреля до начала июня с пиком в первой половине мая. Как правило, рождается один теленок, двойни бывают редко. Лактационный период около 7 месяцев. Половозрелость самцов наступает в 2—3 года, а самок — в 2 года.

Продолжительность жизни до 20—25, реже до 30 лет.

В роде 2 вида:

зубр — В. bonasus Linnaeus, 1758 (в историческое время обитал в лесах Западной, Центральной и частично Юго-Восточной Европы, в лесной, лесостепной и отчасти степной зонах европейской части СССР и на Кавказе; примерно к середине XIX столетия в Западной и Центральной Европе был уничтожен, в настоящее время в результате работ по восстановлению зубров они сохраняются в Беловежской пуще — на территории Польши и СССР, в Хоперском, Мордовском, Приокско-Террас-ном и Кавказском заповедниках);

бизон — В. bison Linnaeus, 1758 (был широко распространен в Северной Америке, но к 1825 г. на востоке, а к 1890 г. на западе материка был почти полностью уничтожен — из примерно 50 млн. голов к этому времени оставалось немногим более 500; в настоящее время численность бизонов в результате охранных действий достаточно высока, чтобы не бояться его вымирания). В СНГ: зубр.

Некоторые исследователи (например, Хальтенорт, 1963) включают зубра на правах подвида в вид В. bison. Хозяйственного значения не имеют.

Зубр включен в «Красную книгу» как вид, прежде находившийся под угрозой исчезновения, а в настоящее время переставший быть таковым в результате предпринятых мер по его охране (к 1971 г. общая численность достигла 1166 голов, из них в Польше 3 стада — 242 зубра и в СССР 11 стад — 258 зубров, кроме того, в 28 государствах Европы, Азии и Америки зубры содержатся в зоопарках и на охраняемых территориях).